История кафедры систем автоматического управления

Кафедра САУ была основана в 1947 г. Первоначально она называлась кафедра синхронно-следящих систем и выпускала вплоть до 1983 г. инженеров по специальности 0544 «Синхронно-следящие системы артиллерийских установок». В 1960 г. на кафедре была открыта подготовка по специальности 0624 «Системы управления ракет и других летательных аппаратов» и кафедра получила название кафедра систем автоматического управления (САУ).

В 2008 г. трудовые коллективы кафедры САУ и кафедры ЭАС приняли решение об объединении. Новая, объединенная кафедра с общего согласия получила название «Кафедра систем автоматического управления» (САУ), и ее первым заведующим был избран д. т. н., профессор В. В. Путов. С 2014 г. кафедрой руководит д.т.н., доцент Шелудько Виктор Николаевич.

Основателем и первым заведующим кафедрой САУ был засл. деят. науки и техники РСФСР, д. т. н., профессор Дмитрий Васильевич Васильев, который руководил кафедрой 30 лет (с 1947 по 1977 г.). Затем, с 1977 г. по 1997 г., кафедру возглавлял засл. деят. науки и техники РСФСР, д. т. н., профессор, заслуженный профессор ЛЭТИ Юрий Анатольевич Борцов. С 1997 г. по 2008 г. кафедрой руководил д. т. н., профессор Виктор Владимирович Путов

Кафедра электрификации и автоматизации судов (ЭАС) была основана в 1930 г. Организаторами и первыми руководителями кафедры ЭАС были профессор В. И. Полонский и Г. З. Недзвецкий. Ее первым избранным заведующим стал профессор И. И. Демушкин. В 1937 г. кафедру возглавил  к. т. н., профессор Борис Иванович Норневский, который руководил кафедрой до 1981 г. С 1981 по 1988 г. кафедрой заведовал засл. деят. науки и техники РСФСР, д. т. н., профессор Андрей Васильевич Мозгалевский. С 1988 по 1996 г. кафедру возглавлял д. т. н.,  профессор Лев Николаевич Токарев, с 1996 по 1999 г. – к. т. н., доцент Сергей Анатольевич Степанов, с 2000  по 2004 г. – д. т. н., профессор Сергей Николаевич Турусов, с 2004 по 2008 г. обязанности заведующего кафедрой  исполнял декан факультета д. т. н., профессор В. В. Путов.

За более чем 60-летний и 80-летний периоды существования кафедр САУ и ЭАС на них работали или продолжают работать целый ряд ученых, внесших заметный вклад в развитие  науки, техники и высшего образования. К их числу относятся профессора Полонский В. И., Демушкин И. И., Норневский Б. И., Васильев Д. В., Борцов Ю. А., Мозгалевский А. В., Токарев Л. Н., Чуич В. Г. (позже заведовал кафедрой приборов ЛИАП), Путов В. В., Кизим Л. Д. (летчик-космонавт, ранее начальник Военно-космической Академии им. А. Ф. Можайского), Микеров А. Г. (заведовал кафедрой электрических машин), Галка В. Л., Калявин В. П., Мясоедов Г. Б., Поляхов Н. Д., Юнгер И. Б., Турусов С. Н.

За это время кафедры САУ и ЭАС подготовили около шести тысяч специалистов, несколько сотен кандидатов и 11 докторов технических наук. Среди выпускников кафедр два лауреата Ленинской  премии,  10 лауреатов Государственных премий СССР, 14 профессоров. Многие десятки выпускников являлись или являются генеральными директорами, главными конструкторами, главными инженерами и руководителями крупных подразделений ведущих научных и производственных организаций нашей страны.

В период развития кафедры САУ с 1947 по 1977 г. на ней сформировались три главных направления работ в интересах военно-промышленного комплекса СССР: разработка головок самонаведения противотанковых ракет; моделирование процессов функционирования подвижных объектов воздушного, наземного и морского базирования (ракет, самолетов, танков, артиллерийских установок, зенитных ракетных комплексов, кораблей, подводных лодок, торпед); создание аналого-цифровых вычислительных комплексов.

В 1977–1997 гг. на кафедре САУ развивается направление разработки и промышленного внедрения беспоисковых (аналитических) адаптивных систем управления гражданского и военного применения. Профессорами Ю. А. Борцовым, Н. Д. Поляховым и В. В. Путовым было организовано производство тиристорных электроприводов с адаптивными регуляторами, внедрение адаптивных регуляторов в авиационную промышленность (для управления двигателями с поворотными соплами современных истребителей КБ им. Сухого) и другие отрасли промышленности и военной техники. В этот период также разрабатывались  методы формализации правил боевого использования корабельных средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) и велись работы по созданию автоматизированной системы отладки и испытаний функционального программного обеспечения комплекса РЭП больших кораблей типа авианосца «Адмирал Кузнецов».

Одно из главных научных достижений кафедры САУ в период с 2002 по 2010 гг. – создание под руководством профессора Путова В. В. совместно с холдинговой компанией «Созвездие Водолея» нового поколения автоматизированных электромеханических мобильных комплексов для непрерывного оперативного измерения коэффициента сцепления аэродромных и автодорожных покрытий. Они получили сертификат Межгосударственного Авиационного Комитета, включены в Государственный реестр средств измерения авиации России и серийно выпускаются предприятиями Холдинговая компания «Ленинец» (Санкт-Петербург).

В научной деятельности кафедры ЭАС наиболее плодотворным явился период ее работы под руководством профессора Б. И. Норневского – одного из основоположников отечественной корабельной электротехники и автоматики. За цикл работ по автоматизации электрических установок первого атомного ледокола «Ленин» Норневский Б. И. был награжден орденом «Знак Почета».

Профессор Мозгалевский А. В. в период заведования кафедрой ЭАС создал ленинградскую научную школу технической диагностики.  Результаты  его научных разработок легли в основу создания новых высоконадежных систем автоматики, управления и контроля для кораблей военно-морского и гражданского флота. Под научным руководством профессора Калявина В. П. с 1978 г. работает международная межвузовская школа-семинар «Методы и средства диагностики в технике и социуме».

Разработанные под руководством профессора Галки В. Л.  системы контроля, защиты и безопасности морского транспорта внедряются в изделия судостроительной промышленности совместно с предприятиями  ФГУП «ВНИИ МЭМ» и НПО «АМТ».

В настоящее время в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на кафедре успешно работает и развивается под руководством профессора Путова В. В. научно-педагогическая школа по разработке теоретических основ и технических приложений в области адаптивных аналитических и интеллектуальных  систем управления нелинейными динамическими объектами с неопределенным описанием и неполными измерениями.

Сегодня коллектив кафедры составляют 41 преподаватель и 17 сотрудников, из них семь д. т. н., профессоров, 18 к. т. н., доцентов, шесть к. т. н., ассистентов, 11 ассистентов без степени, учатся 25 аспирантов. Средний возраст профессорско-преподавательского коллектива (без сотрудников и аспирантов) составляет менее 47 лет.

Кафедра ведет подготовку бакалавров и магистров по направлению 220400 «Управление в технических системах». Обучение магистрантов производится по двум образовательным программам: «Автоматизация и управление производственными комплексами и подвижными объектами» и «Автоматизированные системы управления морскими транспортными средствами». Преподаватели кафедры читают восемь курсов лекций для бакалавров и 20 курсов для магистрантов, в том числе два курса на английском языке. Начиная с 2006 г. кафедрой реализуется Совместная образовательная магистерская программа с Техническим университетом г. Лаппенранты (Финляндия) для подготовки магистров по схеме «Два диплома», совместная подготовка бакалавров с Сюйчжоуским техническим институтом (Китай).

Кафедра САУ располагает пятью учебно-научными лабораториями (УНЛ) и тремя учебными лабораториями (УЛ): УНЛ «Информационно-телекоммуникационные технологии», УНЛ «Мехатронные комплексы подвижных объектов и мобильные установки аэродромного обслуживания», УНЛ «Промышленные системы управления и автоматизации», УНЛ «Автоматизация и электроприводы Siemens», УНЛ «Автоматизированные системы морского транспорта», УЛ «Компьютерный класс», УЛ «Микропроцессорные устройства», УЛ «Электростатическая безопасность судов и кораблей».

Учебно-научные и учебные лаборатории используются не только для обучения студентов, но и для ведения научно-исследовательских работ и переподготовки работников научно-производственных организаций. Так, в УНЛ «Промышленные системы управления и автоматизации», созданной в 2008 г. при сотрудничестве со стратегическими партнерами кафедры САУ – фирмами «ЭлеСи» (г. Томск) и «Автоматика РУС» (г. Санкт-Петербург), проводится  обучение сертифицированных специалистов по применению разрабатываемых на этих предприятиях автоматизированных систем управления технологическими  процессами  и транспортными системами  в нефтяной, газовой и деревообрабатывающей промышленности. На базе УНЛ «Мехатронные комплексы подвижных объектов и мобильные установки аэродромного обслуживания» проводится обучение сертифицированных специалистов по эксплуатации и обслуживанию серийно выпускаемых электромеханических мобильных установок для предпосадочного измерения фрикционных свойств аэродромных покрытий аэропортов Гражданской авиации РФ.

Выпускники кафедры являются широкими специалистами в   области автоматизации и управления промышленными мехатронными системами и комплексами; морскими транспортными средствами; воздушными, наземными и надводными подвижными объектами; роботами, металлорежущими станками, лазерными технологическими комплексами; испытательными стендами, мобильными аэродромными установками и многими другими объектами.

Коллектив кафедры САУ занимает лидирующее положение в следующих областях научной и инновационной деятельности:

  • в области адаптивных аналитических и интеллектуальных (нейросетевых и нейронечетких) систем управления нелинейными динамическими объектами с функционально-параметрической неопределенностью и их приложений к классам многостепенных жестких и многорезонансных упругих электромеханических объектов;
  • в области разработки многофункциональных автоматизированных мобильных комплексов кон-троля и диагностики аэродромных и автодорожных покрытий;
  • в области автоматизированных систем контроля, защиты и безопасности морского транспорта;
  • в области автоматизированных систем управления технологическими процессами и транспорт-ными системами в нефтяной, газовой и деревообрабатывающей промышленности;
  • в области мобильных автоматизированных систем видеоконтроля и интеллектуальной обработки видеоинформации.