История кафедры средств специальной радиоэлектроники

Кафедра «Средства специальной радиоэлектроники» факультета радиотехники и телекоммуникаций Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» работает с 1978 года и является базовой кафедрой университета при Федеральном государственном унитарном предприятии «Научно-исследовательский институт «Вектор» (ФГУП «НИИ «Вектор»).

На кафедре уже более 25-ти лет ведется целевая подготовка студентов в области разработки сложных систем, комплексов и средств специальной радиоэлектроники, как для НИИ «Вектор», так и для предприятий отрасли.

В 70-е годы Ленинградское научно-производственное объединение «Вектор» проводило ряд НИОКР, связанных с созданием средств специальной радиоэлектроники нового поколения. Требовалось решать новые системные, схемотехнические и конструкторско-технологические задачи, разрабатывать аппаратуру на новой элементной базе. Для подготовки соответствующих специалистов было необходимо не только внедрять профилирующее обучение в вузах, но и обеспечивать минимальные сроки адаптации молодых специалистов к решению указанных проблем в реальных условиях работы конкретных подразделений предприятия. В связи с этим сотрудники ЛНПО «Вектор» выпускники кафедры Радиосистем ЛЭТИ Ю. И. Федюковский и А. И. Румянцев предложили руководству создать специальную базовую кафедру ЛЭТИ при объединении, на которой организовать обучение студентов требуемым специальностям.

Важную роль в решении этого вопроса сыграли существовавшие длительные научные и производственные связи между ЛЭТИ и ЛНПО «Вектор», проводимые совместные научно-исследовательские работы, наличие большого числа выпускников ЛЭТИ, работающих в объединении, и высокое качество их подготовки. Большое значение имела и территориальная близость ЛЭТИ и ЛНПО «Вектор». Существенную поддержку идеи создания базовой кафедры оказали тогда ведущие профессора Радиотехнического факультета ЛЭТИ Юрий Михайлович Казаринов, Сергей Иванович Бычков, Роберт Евгеньевич Быков и Игорь Германович Мироненко. 12 декабря 1977 года Министерством промышленности средств связи и Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР был издан совместный приказ №867/544 «О закреплении Ленинградского научно-производственного объединения «Вектор» базовым предприятием и об организации при нем базовой кафедры Ленинградского электротехнического института».

Во исполнение этого приказа в ЛНПО «Вектор» были выделены специальные помещения для проведения учебных и лабораторно-практических занятий базовой кафедры, подобраны квалифицированные научные кадры для работы по совместительству в качестве преподавателей кафедры и штат обслуживающего персонала для организации учебного процесса и решения организационных вопросов. В ЛЭТИ были внесены необходимые изменения в устав института и совместно с ЛНПО «Вектор» разработаны и утверждены учебные программы и выделены штаты базовой кафедре.

Свою практическую работу базовая кафедра «Средства специальной радиоэлектроники» при ЛНПО «Вектор» начала 4 апреля 1978 года после утверждения ректором ЛЭТИ Александром Александровичем Вавиловым Положения о базовой кафедре.

Приказом ректора ЛЭТИ от 10 мая 1978 года № 427 были утверждены первые преподаватели базовой кафедры. Исполняющим обязанности заведующего был назначен генеральный директор ЛНПО Николай Семёнович Семёнов, который работал в должности старшего преподавателя и руководил кафедрой до 1990 года. Начальник НИО, канд. техн. наук Юрий Иванович Федюковский был утвержден в должности и.о. доцента и назначен заместителем заведующего кафедрой с возложением на него обязанностей по организации текущей учебной, научно-методической и воспитательной работы. Заместитель генерального директора по науке, канд. техн. наук Андрей Николаевич Петров был утвержден в должности и.о. доцента кафедры. В качестве и. о. ассистентов кафедры стали преподавать начальник НИС, канд. техн. наук Юрий Пантелеймонович Троицкий, начальник НИЛ, канд. техн. наук Александр Иванович Румянцев и преподаватель ЛЭТИ, канд. техн. наук Александр Сергеевич Кривенко, который был также избран ученым секретарем базовой кафедры.

Преподаватели базовой кафедры разработали темы для подготовки студентов в области специальной радиоэлектроники, по которым подготовили рабочие программы дисциплин для целевой подготовки студентов пятого курса РТФ и определили практические пути по организации в ЛНПО такой подготовки. Были разработаны основы научно-методической и организационно-воспитательной работы на кафедре, определены формы деятельности сотрудников ЛНПО, обслуживающих кафедру в части организации и ведения необходимого делопроизводства, как в плане учебной работы, так и в отчетности за определенные этапы работы кафедры.

Первая группа базовой кафедры была сформирована в 1979/80 учебном году. В ней занималось 11 человек разных специальностей РТФ. Первые выпускники, обучавшиеся на базовой кафедре, окончили институт в 1981 году. По окончании института пять человек из них были распределены в научно-исследовательские отделы ЛНПО «Вектор».

В 80-е годы значительно расширилась сфера деятельности ЛНПО «Вектор» в качестве головного предприятия отрасли. В его подразделениях проводились крупные НИОКР, связанные с разработкой антенных устройств, приемников, пеленгаторов, демодуляторов и анализаторов сигналов, специальной вычислительной техники, источников электропитания и других радиоэлектронных устройств. Были созданы соответствующие комплексы стационарной и размещаемой на автомобилях радиоприемной аппаратуры. Для ИСЗ разработана и изготовлена первая отечественная автоматическая бортовая аппаратура радиоконтроля. В декабре 1986 года космический аппарат с этой аппаратурой был выведен на орбиту искусственного спутника Земли, где успешно отработал несколько гарантийных периодов.

Созданы автомобильные и корабельные приемные средства излучений УКВ и СВЧ диапазонов. Началась разработка портативных радиоприемных средств. Успешно развивалась разработка радиоэлектронных средств для приема низкочастотных сигналов. Начались исследования в нетрадиционной для ЛНПО области приема сигналов в оптическом диапазоне частот. Оснащение подразделений предприятия электронно-вычислительной техникой позволило уже в начале 80-х годов начать широкое внедрение методов машинного проектирования при изготовлении печатных плат, автоматизации расчетных работ и выпуска конструкторских документов. Широкий круг решаемых задач требовал постоянного притока высококвалифицированных специалистов по разработке и проектированию сложных систем и комплексов специальной радиоэлектроники.

Большую роль в решении этой проблемы играла базовая кафедра «Средства специальной радиоэлектроники», на которой к тому времени сложился определенный учебный процесс, обеспечивающий подготовку молодых специалистов, максимально адаптированных к работе на предприятии. Все обязательные дисциплины, определяющие специальность, эти студенты проходили в составе своих групп, и лишь часть дисциплин, определяемых решением совета вуза, преподавались на базовой кафедре.

Профилирующая подготовка студентов проводилась на кафедре в рамках специальностей «Радиотехника», «Радиоэлектронные системы», «Проектирование и технология радиоэлектронных средств». Такая подготовка определялась требованиями к созданию современных высокоэффективных средств специальной радиоэлектроники, и, в частности, необходимостью разработки больших комплексов радиоэлектроники разного назначения, контролирующих одновременно многие параметры источников излучения в широком диапазоне их изменения. Эти комплексы содержали большое количество функциональных элементов, работающих на различных физических принципах, обладали высокой степенью автоматизации при использовании человека-оператора как неотъемлемой функциональной части комплекса. Проектирование таких средств радиоэлектроники характеризовалось сложностью функциональных, схемных и конструкторско-технологических решений и их производства.

Для успешного решения указанных задач преподавательский состав базовой кафедры был увеличен в 1982 году до семи человек. Кроме таких постоянных преподавателей, как профессор Ю. И. Федюковский и доценты А. Н. Петров и А. И. Румянцев, работающих на кафедре до настоящего времени, в разные годы на кафедре преподавали ассистенты: начальник НИС, канд. техн. наук Владимир Вартанович Давыдов, начальник НИЛ, канд. техн. наук Анатолий Анатольевич Рыдник, начальник НИС, канд. техн. наук Евгений Николаевич Лузе, начальник НИО, канд. техн. наук Валентин Михайлович Чистяков, ведущие специалисты предприятия Борис Андреевич Егги и Яков Давыдович Абрамов. С 1990 года по 1992 год базовой кафедрой руководил генеральный директор объединения Олег Иванович Щемель, преподававший на кафедре по совместительству в должности доцента в 1983–1992 годах.

Практически все молодые специалисты, проходившие тогда подготовку на базовой кафедре и распределенные в ЛНПО «Вектор», оставались работать на выбранных ими рабочих местах. Руководители подразделений ЛНПО отмечали, что эти молодые специалисты, по сравнению с другими, показывали более высокую степень подготовленности к проведению самостоятельной работы по проектированию комплексов специальной радиоэлектроники. Они успешно решали инженерно-технические задачи разработки сложных функциональных аппаратно-программных узлов и устройств высокой степени сложности. Более 50 % из них участвовали в этом процессе сразу в качестве ответственных исполнителей, так как хорошо были знакомы с разработками предприятия и особенностями организации работы в его подразделениях. С 1978 по 1990 год подготовку на кафедре прошло около 200 студентов, из них большая часть после окончания вуза была принята на работу в ЛНПО «Вектор», а остальные – направлены на другие предприятия отрасли.

Многим молодым специалистам, прошедшим обучение на базовой кафедре, были присвоены звания «Лучший по профессии» (Л. И. Гриднев, С. Г. Богачевский, Е. С. Суриков и др.) и «Лучший молодой изобретатель» (А. М. Илюхина, Ю. А. Самоваров, Л. И. Гриднев, Я. В. Иванов, А. Г. Пичугин, С. В. Гусев, Л. А. Козюченко и др.). Часть этих специалистов по рекомендации базовой кафедры окончила трехгодичные курсы повышения математической квалификации при ЛГУ, некоторые поступили в аспирантуру. Двенадцать человек были зачислены в резерв руководящего состава.

Негативные изменения в экономике страны в начале 90-х годов заставили руководство принимать адекватные складывающейся обстановке организационно-технические решения по обеспечению нормальной работы предприятия. Однако отсутствие достаточного финансирования привело к неоднократным сокращениям штатов. Маленькие зарплаты и их задержки, отключение отопления и вынужденные простои предприятия заставили квалифицированных сотрудников НИИ «Вектор», в который было преобразовано ЛНПО, искать другие места работы. В результате этого численность работающих в НИИ сотрудников сократилась в несколько раз. Однако, несмотря на все трудности, переживаемые предприятием, базовая кафедра ФРТ СПбГЭТУ при НИИ «Вектор» продолжала свою работу. В это время, как и на протяжении всего времени существования базовой кафедры активно поддерживали и постоянно помогают в ее работе деканы радиотехнического факультета, а затем факультета радиотехники и телекоммуникаций ЭТУ – профессора Роберт Евгеньевич Быков, Игорь Германович Мироненко и Николай Владимирович Лысенко.

С 1992 года по 1994 год исполняющим обязанности заведующего базовой кафедрой стал директор НИИ «Вектор», канд. техн. наук Евгений Иванович Бочков, работавший на кафедре по совместительству в должности доцента, а с 1995 года по 1998 год – канд. техн. наук Геннадий Михайлович Кобяков, сменивший Е. И. Бочкова на посту директора НИИ «Вектор».

С 1998 года исполняющим обязанности заведующего базовой кафедрой стал канд. техн. наук Олег Гергардович Петкау, назначенный в это время директором НИИ «Вектор».

Начавшиеся в последние годы восстановление и рост потребности в разработке и совершенствовании средств специальной радиоэлектроники привели к тому, что на предприятиях отрасли к 2000 году существенно возросли объемы выполняемых работ. Вместе с тем, как уже отмечалось, во время экономического спада в промышленности многие высококвалифицированные специалисты были вынуждены уйти работать в другие области народного хозяйства, а многие из оставшихся на предприятиях специалистов достигли преклонного возраста. Обстановка осложнялась и тем, что в то время отсутствовал приток на предприятия молодых специалистов, окончивших вузы. Поэтому в НИИ «Вектор», как и на других предприятиях отрасли, стала остро ощущаться нехватка квалифицированных кадров. Естественно, что особое внимание стало уделяться работе базовой кафедры и созданию необходимых условий на предприятии для привлечения таких специалистов.

В 2001 году специалистам, только что окончившим вузы, была предоставлена возможность выбора перспективных направлений радиоэлектроники и работы по ним в НИИ «Вектор». Для лучшей адаптации молодых специалистов к конкретной производственной деятельности и создания в подразделениях условий для более эффективного их использования был введен годовой этап стажировки. На это время для каждого стажера в подразделении стал назначаться наставник из числа ИТР. Он должен был консультировать и контролировать качество и сроки выполняемой им работы. Была разработана и новая система оплаты труда молодых специалистов, при которой устанавливались персональные надбавки к их зарплате при приеме на работу. При их хорошей работе в процессе стажировки и положительном отзыве о ней наставников и начальников подразделений надбавки увеличивались. Молодым специалистам, поступившим на работу в НИИ «Вектор» сразу после окончания вуза, продлевалась отсрочка от службы в армии.

Работа, проводимая в последнее время администрацией НИИ «Вектор» и сотрудниками базовой кафедры, дала положительные результаты. Так, существенно увеличилось число принятых на работу молодых специалистов, окончивших ФРТ. Повысилось качество их подготовки к решению задач в области специальной радиоэлектроники. Более активно к этим работам стали подключаться преподаватели и студенты и других факультетов.

В настоящее время группа для обучения на базовой кафедре формируется в основном из студентов, отбираемых в процессе ежегодной технологической практики, проводимой на предприятии, где они знакомятся с тематикой работ и с реальной производственной обстановкой. На базовой кафедре в одной группе совместно обучаются студенты различных специальностей ФРТ. Это позволяет при их профилирующей подготовке учесть как потребность промышленности в инженерах более широкого профиля, так и существующую на предприятии при проектировании сложных комплексов радиоэлектроники тенденцию к организационно-техническому объединению в одну рабочую группу системо- и схемотехников, конструкторов и технологов. Как показывает практика, такое объединение обеспечивает условия для принятия более эффективных и взаимоувязанных схемоконструктивных решений уже на начальных стадиях любой разработки.

В самом начале учебного года на базовую кафедру приглашаются начальники подразделений предприятия, ведущие разработки по различным тематическим направлениям, для подробного информирования студентов группы о технической направленности и специфике работы. Каждый студент выбирает то или иное подразделение, где в свободное от учебы время или за счет часов, отводимых в учебном плане на практические занятия (лабораторные, курсовые работы), выполняет научно-исследовательскую работу в интересах конкретных НИОКР данного подразделения. Непосредственно участвуя в процессе технологической и преддипломной практик в работе подразделений предприятия, студенты знакомятся с тематикой и организационными особенностями работы этих подразделений и с их сотрудниками. Таким образом, каждый студент ищет и себя как будущего специалиста, и подразделение, где будет работать после окончания вуза. В этом подразделении он выбирает и тему диплома.

В соответствии с тематикой и спецификой работ НИИ на базовой кафедре читаются системные курсы по особенностям проектирования современных аппаратно-программных средств радиоэлектроники, широко используемых в отрасли и в других областях народного хозяйства. Существо дисциплин, читаемых в настоящее время сводится к следующему.

При изучении в осеннем семестре дисциплины «Особенности разработки больших комплексов радио- и оптоэлектронной техники» студенты знакомятся с принципами построения и общими особенностями разработки таких автоматизированных комплексов, содержащих различные приемные, измерительные и обрабатывающие средства. Они изучают особенности проектирования таких комплексов с учетом работы в них человека-оператора и, в частности, взаимодействие оператора и аппаратуры в процессе работы комплекса и особенности согласования их характеристик. Учатся проводить оценку параметров таких комплексов. По этой дисциплине студенты выполняют лабораторные работы.

В дисциплине «Актуальные проблемы проектирования радиоэлектронной аппаратуры при проведении НИОКР» студенты изучают способы решения задач оперативного управления аппаратно-программными ресурсами комплекса радиоэлектронных средств. Они знакомятся с современным состоянием радиоприемной техники, характеризующимся активным внедрением методов и средств цифровой обработки сигналов. При этом студенты обучаются работе со специфическими алгоритмами, связанными, например, с обработкой сигналов со сложной частотно-временной структурой. На примерах конкретных разработок аналого-цифровых радиоприемных устройств KB и УКВ диапазонов студенты учатся решать задачи разработки современной аппаратуры.

Изучение дисциплины «Оптоэлектронные системы обработки и отображения информации» обеспечивает подготовку студентов в одной из областей современных средств обработки сигналов. Студенты знакомятся с основами оптоэлектронной обработки сигналов, учатся определять параметры этих устройств и возможность реализации новых методов обработки и отображения пространственных информационных сигналов. По этой дисциплине студенты выполняют лабораторные работы.

В весеннем семестре, изучая дисциплину «Комплексы радиоэлектронной техники для исследования особенностей распространения радиоволн», студенты знакомятся с принципами работы и основными техническими характеристиками средств определения особенностей распространения радиоволн. Они изучают методы определения направления их распространения в неоднородной среде и управления направленными свойствами приемных антенных элементов и антенных решеток на их основе, рассматривают особенности построения многоканальных приемоиндикаторов и влияние различных факторов на точность проводимых ими измерений. Студенты изучают процессы взаимодействия территориально разнесенных приемоизмерительных средств комплекса при исследовании особенностей распространения радиоволн, а также принципы построения в нем тракта управления и организацию связи. Студенты осваивают методы оценки эффективности управления в таком комплексе и способы ее повышения. По этой дисциплине студенты выполняют лабораторные работы.

При изучении дисциплины «Специализированные системы радио-диагностики» студенты знакомятся с методами и радиоэлектронными средствами распознавания различных природных явлений в условиях реальной помеховой обстановки. Учатся определять параметры систем радиодиагностики с учетом решаемых задач и существующими загрузками рабочих диапазонов, рассматривают способы расчета приемоизбирательных и каналообразующих связных устройств для различных диапазонов частот. Студенты знакомятся с особенностями проектирования таких систем на примере автоматизированного комплекса радиодиагностики земной коры для краткосрочного прогнозирования землетрясений. По этой дисциплине студенты выполняют курсовой проект.

На базовой кафедре курсы лекций по указанным дисциплинам читают шесть ведущих сотрудников НИИ «Вектор»: заведующий кафедрой – доцент кафедры, генеральный директор НИИ, канд. техн. наук Олег Гергардович Петкау, зам. зав. кафедрой – профессор кафедры, помощник генерального директора, начальник НИО, канд. техн. наук, доцент Юрий Иванович Федюковский, доценты кафедры: заместитель генерального директора по науке, начальник НПФ, канд. техн. наук Юрий Валентинович Супян, начальник НИО, канд. техн. наук, доцент Андрей Николаевич Петров, начальник НИО, канд. техн. наук Александр Иванович Румянцев, главный специалист 1-й категории, канд. техн. наук Владимир Александрович Солонников, а также доцент кафедры телевидения и видеотехники СПбГЭТУ «ЛЭТИ», канд. техн. наук, доцент Светлана Дмитриевна Егорова.

Базовая кафедра «Средства специальной радиоэлектроники» расположена в ФГУП «НИИ «Вектор» по адресу: ул. Академика Павлова, дом 14а. Для кафедры в НИИ выделены учебные помещения, в том числе 2 аудитории, оборудованные для проведения в каждой лекций для группы из 30 студентов, и помещения для проведения лабораторных работ. Кафедра располагает современной компьютерной техникой, измерительной аппаратурой, макетами различных радиоэлектронных устройств, разрабатываемых на предприятии.

Учитывая необходимость дальнейшего укрепления научно-технических связей вузов с промышленными предприятиями, руководство НИИ «Вектор» выдвинуло предложение по проведению на предприятии при базовой кафедре стажировки преподавателей СПбГЭТУ «ЛЭТИ» с их непосредственным участием в его конкретных разработках. В рамках данной стажировки преподаватели могли бы проводить специальные занятия, как с сотрудниками НИИ, так и со студентами кафедр факультета по актуальным научно-техническим направлениям. Это позволит использовать научный потенциал сотрудников университета в решении актуальных для промышленности задач и в большой степени ликвидировать возникший за последние годы разрыв между содержанием читаемых преподавателями курсов лекций в университете и реальными научно-техническими потребностями предприятий отрасли специальной радиоэлектроники.

В настоящее время ФГУП «НИИ «Вектор» совместно с СПбГЭТУ «ЛЭТИ» с учетом большого опыта работы со студентами создает специальный «Центр перспективных научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров в области радиоэлектроники и телекоммуникаций», включающий в свой состав как основное подразделение базовую кафедру «Средства специальной радиоэлектроники». Этот Центр должен обеспечивать учебно-методическую, информационную и организационную поддержку целевой подготовки студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и других вузов Санкт-Петербурга для предприятий отрасли специальной радиоэлектроники. Поэтому в рамках этого Центра для базовой кафедры открываются новые возможности по развитию и внедрению современных форм подготовки молодых специалистов и дальнейшему повышению ее эффективности.