История кафедры прикладной механики и инженерной графики

Общеинженерная фундаментальная подготовка в электротехнических вузах обеспечивается обучением студентов основам конструирования и расчета широко применяющихся в приборах и автоматических системах механических устройств и выполнением расчетно-конструкторских документов, соответствующих требованиям стандартов.

С начала организации ЛЭТИ в формировании указанных направлений подготовки участвовали известные отечественные специалисты – механики, успешно совмещавшие научную и практическую инженерную деятельность, включая решение актуальных задач, связанных с развитием электротехники. Проф. Н. Л. Кирпичев (1895–1906 г.) – один из пионеров практического воздухоплавания и участник расчетов и строительства ряда крупных мостов в Петербурге и других городах. Проф. Н. Н. Митинский (1899–1911 г.) – один из инициаторов и участников электрификации железных дорог. Проф. С. П. Тимошенко (1911–1917 г.) – крупный ученый в области теории упругости, сопротивления материалов и строитель­ной механики, оказавший огромное влияние на прогресс инженер­ного дела в мире. Проф. Р. Б. Куровский (1917–1928 г.) и проф. Г. В. Бондаренко (1928–1937 г.), работая в ЛЭТИ, решили ряд задач сопротивления материалов, применительно к развивающейся электротехнике. Большой вклад в отечественную науку внесли работавшие в ЛЭТИ акад. Н. И. Мусхелишвили, чл.-кор. АН СССР Г. В. Колосов и проф. С. Г. Лехницкий.

После Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. вследствие быстрого развития науки и новой техники – радиоэлектроники, автоматики, телемеханики, вычислительной техники и увеличения в учебных планах ЛЭТИ времени на изучение соответствующих курсов происходило сокращение времени на изучение других дисциплин. При этом постепенно изменялись программы, формировались новые дисциплины, содержание и структура которых соответ­ствовала новым условиям и обеспечивала связь и преемственность общеинженерной и специальной конструкторской подготов­ки с учетом характеристик специалистов, выпускаемых ЛЭТИ. Этот процесс сопровождался организационными изменениями, Кафедра теории механизмов и машин и деталей машин (ТММ и ДМ) в 1959 г. преобразована в кафедру теории и проектирования ме­ханизмов (ТПМ). Ранее самостоятельные кафедры сопротивления материалов (СМ), конструирования и технологии электроприборостроения (КТЭП) и ТПМ в 1971 г. были объединены в кафедру основ конструирования механизмов (ОКМ), к которой в 1978 г. была присоединена кафедра инженерной графики (ИГ). Так была образована кафедра прикладной механики и инженерной графики (ПМИГ). За этот период времени руководили кафедрами известные специалисты: доктор техн. наук, проф. М. А. Дешевой (1886-1933гг.), крупный специалист по методам пространственного проекти­рования; доц. Ф. К. Супрун (1949–1959 гг.); доктор техн. наук, проф. А. А. Пиковский (1959–1967 гг.), автор книги по расчетам стержневых систем; доктор физ.-мат. наук, проф. К. В. Соляник-Красса (1959–1971 гг.), специалист в области решения пространственных задач теории упругости; доктор, техн. наук, проф. Н. Н. Разумовский (1958–1967 гг.), автор книг по электрическим измерительным приборам; канд. техн. наук, проф. И. М. Маликов (1967–1976 гг.), автор книг по надежности в приборостроении; доц. В. 3. Васильев (1976—1980гг.); канд. техн. наук, проф. Ю. Д. Первицкий, (1980–1985гг.), специалист в области конструирования и расчета механизмов приборов и автоматических систем, автор учебного пособия. С 1985 г. кафедру возглавляет Заслуженный работник высшей школы Р.Ф., к.т.н., профессор О.П. Кормилицын. В настоящее время и. о.  заведующего кафедрой является к. т. н., доцент Воробьев Сергей Викторович.