Академическая мобильность

В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира.

Открытое образовательное пространство предполагает рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран, что, как ожидается, будет способствовать достижению гражданами успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников, повышению статуса этих стран в сфере образования.

Академическая мобильность автоматически и зачастую подсознательно развивает в студентах определенные качества: умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к межкультурной коммуникации; способность изменять самовосприятие; способность рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте; знание о других культурах, изученных изнутри и др.

Одним из основных инструментов развития академической мобильности является признание квалификаций и документов об образовании. В связи с этим существует определенная законодательная база, которая помогает закрепить на национальном и международном уровне сопоставление дипломов различных вузов.

Академическая мобильность может осуществляться по трем основным направлениям:

  • внутригородская мобильность, которая предполагает возможность выбора различных учебных курсов в разных университетах в рамках одного города
  • внутрироссийская мобильность
  • международная мобильность

В настоящее время в России предпринимаются практические шаги по осуществлению эффективной академической мобильности по всем трем основным направлениям. Руководствуясь опытом зарубежных стран, учитывая специфику российского образования, разрабатываются совместные образовательные программы и проекты, имеющие своей конечной целью подготовку высококвалифицированных специалистов по различным направлениям.