Практика признания периодов обучение и перезачета дисциплин в американских вузах

При рассмотрении практики признания периодов обучения и перезачёта дисциплин в американских учебных заведениях необходимо учитывать некоторые особенности системы высшего образования США, часть из которых существенно отличается от того, к чему привыкли в российской системе высшего образования.

1) В соответствии с американским законодательством к системе высшего образования этой страны относятся все учебные заведения, условием доступа в которые является свидетельство об окончании полной средней школы, то есть все послешкольные учебные заведения. Таким образом, все двухгодичные, четырехгодичные колледжи, академии, институты и собственно университеты являются высшими учебными заведениями, следовательно, по закону, предоставляют образование одного уровня. Напомним, что в России учебные заведения системы СПО, часть из которых также принимает на обучение выпускников полной средней школы, по закону не относится к системе высшего образования, следовательно, предоставляет образование отличного от системы ВПО уровня.

2) В США большое значение придают хорошо отработанному механизму аккредитации учебных заведений независимыми от правительства и учебных заведений организациями [52]. Выделяют институциональную аккредитацию, когда на соответствие установленным критериям проверяется учебное заведение в целом. Такая аккредитация может проводиться на общенациональном уровне (национальная аккредитация) такими организациями как COPA (аккредитует послешкольные, в основном, двухгодичные колледжи и другие учебные заведения, предлагающие практико-ориентированные программы обучения). Ряд других национальных аккредитационных агентств аккредитуют в рамках всей страны институты, предлагающие программы по одной из дисциплин (например, Библейские колледжи), или, чаще всего, конкретный тип обучения (например, заочные курсы). Наиболее важной считается региональная аккредитация, проводимая агентствами, ответственными за аккредитацию институтов, расположенных в своем регионе1.

Распространена специальная (или программная) аккредитация, когда на соответствие неким критериям проверяются программы обучения конкретной специальности (например, ABET). Специализированные аккредитационные агентства работают с учетом общенациональных интересов и аккредитуют программы какой-либо отдельной дисциплины. Вообще говоря, специальная аккредитация применяется в тех профессиональных областях, которые связаны со здравоохранением, социальным обеспечением, то есть в целом влияющих на благосостояние населения. Например, программы по медицине, сестринскому делу, социальной работе и юриспруденции, по ряду технических специальностей должны быть аккредитованы соответствующими агентствами, в то же время, программам по бизнесу, лесному хозяйству, искусству и дизайну совершенно не обязательно получать специальную аккредитацию [52].

3) В отличие от российской системы высшего образования, использующей курсовую систему организации учебного процесса, в системе образования США практикуется применение предметно-курсовой системы, основанной на учете трудоемкости учебной работы учащихся в условных единицах, называемых кредитами.

4) В США в качестве традиционного критерия оценки объёма дисциплины и/или программы, единицы учета выполненной студентов учебной работы, используется кредит или кредитный час. Эта единица измерения применяется не только для определения объёма курсов и предполагаемых знаний студентов, но и для определения нагрузки ППС, а, следовательно, заработной платы и пенсионного обеспечения, а также для оценки объёмов работы учебного заведения в целом. Правила, определяющие порядок расчёта кредитного часа, устанавливаются Министерством образования США и финансовыми органами штатов. Как правило, каждый год департамент генерального аудитора штата проверяет несколько университетов штата на предмет соответствия кредитного часа установленным правилам, определяя, таким образом, законно ли университет получает деньги из федерального бюджета и/или бюджета штата.

Для лекций и обзорных курсов установлены строгие правила определения величины кредитного часа: одно аудиторное занятие длительностью 50 минут эквивалентно одному кредитному часу. При определении кредитного часа для лабораторных и практических занятий, напротив, университетам предоставлена широкая свобода. В соответствии с общей практикой, один кредит может быть назначен для лабораторной, длящейся от 50 до 170 минут (1-3 академических часа), 2 кредита – за 170-230 минут (3-4 часа) и 3 кредита – за 170-290 минут (3-5 часов). Отношение время/кредиты отражает как сложность и интенсивность занятия, так и внеаудиторное время, необходимое для того, чтобы подготовиться к занятиям и выполнить отчёт по ним. При проведении полевых занятий, занятий на производстве и т.п. величина кредита, как правило, примерно такая же или меньше, как при проведении лабораторных и практических занятий, поскольку достаточно много времени часто тратится на то, чтобы добраться до места, да и интенсивность занятий считается в этом случае меньшей.

В «Общем руководстве по предоставлению образовательных кредитов за программы практической подготовки» [51] даются следующие рекомендации по временному наполнению кредитного часа:

  • 1 семестровый кредит-час равен 15 академическим часам времени лекционных занятий, к этому добавляется время, затрачиваемое студентом на самостоятельное обучение, на что тратиться примерно 2/3 всего времени, затрачиваемого на изучение дисциплины (таким образом, 1 семестровый час равен примерно 45 часам работы студента);
  • 1 семестровый кредит-час равен 30 академическим часам лабораторных, семинарских и других практических работ, плюс самостоятельная работа студента;
  • 1 семестровый кредит-час равен 45 академическим часам практических, полевых занятий, плюс самостоятельная работа студента.

Сказанное выше отличает американскую систему учета учебной работы от европейского подхода, при котором учебная работа студента не делится на важную и менее важную, на престижную и не очень. Собственно также одинаково важной считается любая учебная работа в российской системе учета трудоемкости, что, на наш взгляд, справедливо.

Разработанный в период индустриализации, задолго до массового обучения в высших учебных заведениях, этот измерительный инструмент остался практически неизменным. Следует ли это отнести к большой адаптивности этого инструмента или закостенелости американской системы высшего образования, пока не ясно.

Недостатки и неадекватность кредитно-часовой системы оценки – с её «невнимательностью» к качеству обучения и знаний студента, ориентацией на «время и местонахождение студента» – особенно заметны в области перезачёта дисциплин, изученных дистанционным способом. Даже федеральное правительство, пытаясь реагировать на давление со стороны «виртуальных учебных заведений», слегка адаптировало правила, сделав несколько исключений для того, чтобы студенты, обучающиеся дистанционно, могли иметь право пользоваться финансовой поддержкой в соответствии с законодательством (Title IV Fund Eligibility Regulations). Например, для того чтобы сделать легальной деятельность учебных заведений, предлагающих дистанционные курсы, для них было отменено «правило 50%», в соответствии с которым минимум 50% дисциплин, входящих в программу обучения, студент, претендующий на финансовую помощь, должен изучить, находясь в стенах того учебного заведения, квалификацию которого он/она хочет получить.

5) Программы обучения в вузах США конструируются с учётом так называемой концепции либеральных наук (The Liberal Arts Philosophy) [53]. Суть концепции заключается в том, при обучении по любой программе, студенты обязаны изучить блок общественных и гуманитарных наук, включающий иностранные языки, а также естественные науки. В соответствии с этой концепцией, даже те, кто не специализируется в гуманитарной области, а изучает, например, инженерные специальности, обязаны не менее 25% времени изучать вышеназванные дисциплины. Студенты, специализирующиеся в гуманитарных науках, обязаны изучать математику и естественные науки. На изучение дисциплин основной специализации (major) отводится от 25 до 50% времени обучения в вузе. Все эти соотношения, устанавливаемые каждым учебным заведением, учитываются при признании периодов обучения в других вузах и перезачёте дисциплин. Выполнение концепции проверяется при аккредитации учебного заведения.

6) В США сложилась общепринятая классификация дисциплин, изучение которых необходимо для получения искомой степени. Это:

  • основные дисциплины (Core courses), составляющие фундамент программы, которые должны изучать все студенты;
  • дисциплины специальности (Major courses) – дисциплины, напрямую связанные с будущей специальностью;
  • дисциплины дополнительной специализации (Minor courses, Concentration courses), то есть дисциплины по другой, но обычно сопряженной с основной, специальности (Minor courses); Concentration courses позволяют углубить знания в избранной специальности.
  • дисциплины по выбору (Elective courses), это дисциплины, интересные конкретному студенту, из числа тех, что преподаются в учебном заведении.

Все эти нюансы американских программ обучения учитываются при принятии решения о возможности признания периодов обучения и перезачета дисциплин.

7) Кроме приведённых выше типов дисциплин в СЩА существует деление дисциплин по уровням сложности [54]. При оценивании дисциплины она может быть отнесена к одному из 4-х типов:

  • дисциплины программы начальной профессиональной подготовки (Vocational Certificate Credit Courses) – к ним относятся дисциплины, которые обычно включают в годовые программы практической подготовки специалистов или в программы двухгодичных колледжей, присваивающих выпускникам ассоциированные степени по техническим дисциплинам; содержание программ сугубо специализированное и акцент в обучении делается на приобретение практических умений, а не аналитических; в отличие от дисциплин другого уровня сложности эти предметы могут оцениваться по системе «зачтено/не зачтено»;
  • дисциплины нижнего уровня программ подготовки бакалавров и/или дисциплины программ для получения ассоциированных степеней (Lower Division Baccalaureate/Associate Degree Courses), к ним относятся дисциплины, которые обычно включают в программы, ведущие к получению ассоциированных степеней (Associate in Arts, Associate in Science, and Associate in Applied Science degrees), а также вводные курсы бакалаврских программ; акцент в них делается на изучении базовых принципов проведения аналитической работы;
  • дисциплины верхнего уровня программ подготовки бакалавров (Upper Division Baccalaureate Degree Courses) – к ним относятся дисциплины, которые изучаются в течение последних двух лет обучения в учебном заведении по программам подготовки бакалавров; это, как правило, курсы специализации теоретического или аналитического характера;
  • дисциплины программ послевузовского обучения (Graduate Degree Courses), к ним относятся дисциплины, изучаемые при освоении программ, ведущих к получению степеней магистра и доктора; дисциплины, как правило, ориентированы на самостоятельную работу, критический анализ, проведение оригинальных исследований и грамотное, профессиональное применение получаемых знаний в рамках изучаемой дисциплины.

Уровень сложности также учитывается при принятии решения о возможности признания периодов обучения и перезачета дисциплины.

8) Все американские учебные заведения обязаны ежегодно издавать так называемые каталоги программ и дисциплин, в которых указывается трудоемкость, краткое описание, требования к порядку изучения, если таковые имеются другая необходимая для принятия решения о перезачете информация. Естественно, что американские учебные заведения требуют от учащихся предоставления такой же информации при принятии решения о признании иностранного периода обучения.

9) В учебных заведениях США за каждую изученную дисциплину студент получает оценку (отметку). Практически всё, что делают студенты в аудитории (тесты, эссе, письменные и устные задания, результаты практических занятий, презентации, работа в команде, посещаемость, активность на занятиях, экзамены и т.д.), влияет на конечную оценку. Для выставления отметок используются как процентные, так и литерные шкалы. В зависимости от программы обучения проходная отметка по процентной шкале может быть от 50% (для дисциплин нижнего уровня сложности) до 65% (для программ подготовки докторов или, например, по медицинским специальностям).


1 - В США существует шесть региональных аккредитующих организаций: Middle States Commission on Higher Education, New England Association of Schools and Colleges, North Central Association of Colleges and Schools, Northwest Commission on Colleges and Universities, Southern Association of Colleges and Schools, Western Association of Schools and Colleges.