Составление рекомендательных писем

Рекомендательные письма пишут профессора или доценты кафедр, преподаватели или научные руководители, которые лично знают кандидата и готовы предоставить положительные отзывы. Идеальное рекомендательное письмо должно быть индивидуальным и подчеркнуто убедительным. В таком письме автор показывает искреннее убеждение в том, что рекомендуемый обладает необходимыми профессиональными и личными качествами и достоин участия в конкретной программе. В качестве примера он приводит конкретные успехи и достижения рекомендуемого, акцентируя внимание на его учебных и индивидуальных способностях, а затем показывает их соответствие целям, которые преследует рекомендуемое лицо.

Обычно объём рекомендательного письма составляет не более одной страницы;

Рекомендации оформляются как письмо, только без указания адресата (на фирменном бланке, если его пишет работник фирмы). В верху листа приводятся фамилия, имя и отчество автора рекомендации, его должность, название организации, её адрес, телефон. Затем даётся заглавие "Reference for …" (можно указать название программы), после чего идет текст самой рекомендации. В конце проставляются имя, подпись автора и дата;

Иногда к бланку анкеты прикладывается бланк рекомендательного письма. В этом случае дающее рекомендацию лицо заполняет бланк рекомендательного письма в соответствии с указаниями и информацией, представленными на нем.

В рекомендательном письме (если оно не на бланке) приводится следующая информация:

  1. Должность рекомендующего лица (Referee) в университете, учреждении или на фирме. Указывается время, в течение которого он знает рекомендуемого, и кем является по отношению к нему (преподавателем, куратором, руководителем научной работы и т.п.).
  2. Что выделяет рекомендуемого среди других студентов, каковы его цели и почему учеба по данной программе принесет кандидату пользу. Должна быть очевидна убежденность автора в том, что рекомендуемый обладает необходимыми профессиональными и личными качествами для участия в программе. При этом неплохо выделить некоторые недостатки студента, показать не только сильные, но и слабые его стороны, чтобы придать рекомендациям оттенок достоверности;
  3. Примеры успехов и достижений рекомендуемого, проявившихся в определенной ситуации или условиях. Для большей реалистичности рекомендации, которая даётся конкретному студенту, в ней следует избегать общих фраз;
  4. Акцент на индивидуальные способности студента, его достижения, планы на будущее и их соответствие поставленным целям;
  5. Личные качества студента лучше оценить по пятибалльной системе с учетом следующих характеристик:
    • Интеллектуальные способности;
    • Способность обосновывать и отстаивать своё мнение;
    • Целостность натуры;
    • Рассудительность и здравый смысл;
    • Лидерские качества;
    • Способность работать с другими;
    • Незаурядность, находчивость и инициативность;
    • Творческие способности (умение мыслить оригинально и находить творческий подход к делу);
    • Особые таланты (исполнительность, аккуратность, работоспособность, способность докопаться до сути);
    • Потенциал для профессионального роста.
  6. Сравнение студента с другими. Неплохо указать относительный уровень рекомендуемого (например, «Студент Иванов входит в N% лучших студентов группы из M человек»).