Структура немецкой системы высшего образования

В системе немецкого высшего образования различают два вида учебных заведений:

  1. Университеты. Здесь все еще жив принцип реформатора высшей школы Вильгельма фон Гумбольдта «принцип единства исследовательской и учебной деятельности». Это не только образовательные учреждения, но и научные центры, где проводятся фундаментальные и прикладные исследования. Учеба в университете понимается как последовательное подведение студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Университеты, как и прежде, являются столпом немецкого высшего образования.
  2. Высшие специальные школы (Fachhochschulen), которые предлагают образование, сильно ориентированное на практику. Они становятся все более и более популярными, поскольку время обучения в них короче. Но зато меньше и спектр преподаваемых в них дисциплин.

Сегодня свыше 300 немецких вузов предоставляют 2 миллионам студентов возможности для исследовательской и учебной деятельности на высочайшем уровне, а также широкий спектр учебных программ по 400 специальностям. В 2006 году в немецких вузах обучались 248.357 иностранных студентов, что более чем на 40% больше, чем в 2000 году. И эта цифра в будущем может существенно увеличиться.

Обучение в государственных образовательных учреждениях является бесплатным. Это не распространяется на немногочисленные частные вузы, которые, как правило, взимают плату за обучение.

Университеты

Учебный год делится на два семестра. Зимний семестр начинается в сентябре-октябре, летний – в марте-апреле. В зависимости от специальности, обучение может начинаться как с летнего, так и с зимнего семестра.

Для всех специальностей предписан «стандартный период обучения», который может длиться от восьми до двенадцати семестров. Из-за сильной ориентации на исследования и свободы, предоставленной студентам при организации учебного процесса, период обучения в университете часто продлевается.

Учебная программа, как правило, делится на начальный и основной курсы обучения.