Владимир Путин провёл рабочую встречу с представителями студенческих организаций

В.В.Путин встретился со студентами

26 февраля 2011 года Председатель Правительства России Владимир Путин провёл рабочую встречу с представителями студенческих организаций. В ходе встречи обсуждались вопросы повышения стипендий, строительства общежитий, развития студенческой мобильности, расширения движения студенческих отрядов.

 

26 февраля 2011 года Председатель Правительства России Владимир Путин провёл рабочую встречу с представителями студенческих организаций. В ходе встречи обсуждались вопросы повышения стипендий, строительства общежитий, развития студенческой мобильности, расширения движения студенческих отрядов.

       

 

Стенограмма встречи:

В.В.Путин: Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь. Я позволю себе такой формат общения, чтобы нам быть ближе друг к другу, и я бы мог на каждого посмотреть из вас, услышать и постараться сделать так, чтобы вы услышали мой ответ.

Я скажу несколько слов общих, вступительных, а потом мы просто перейдём к такой свободной дискуссии по тем проблемам и вопросам, которые вас беспокоят, которые вы считаете приоритетными.

Мы с вами собрались в Сочи, сделали это не случайно - я хотел, чтобы вам показали основные олимпийские объекты. В прошлом году, в августе, по-моему, я здесь был и встречался с ребятами, студентами, которые работали в студенческих отрядах на олимпийских стройках. Мы говорили о продолжении этой программы, участии студентов вообще в строительных отрядах и в возведении олимпийских объектов. И сегодня, когда уже формируются новые студенческие отряды, должны уже формироваться, мы собрались именно здесь для того, чтобы поговорить на темы, связанные с проблемами организации студенческих строительных отрядов, ну и, естественно, по другим проблемам, которые вас интересуют.

Я хочу напомнить, если оставаться в рамках этой темы, что "Олимпстрой" собирается провести конкурсы среди ведущих вузов страны. Где-то в мае должны быть подведены итоги этого конкурса. И в июне должны быть сформированы 10 студенческих отрядов, которые будут работать на олимпийских объектах. Но вы знаете, что кроме олимпийских объектов, у нас есть ещё и объекты, связанные с подготовкой Универсиады в Казани, есть большая программа на Дальнем Востоке по подготовке к АТЭС.

Но вот сейчас мы будем приступать к не менее масштабной, чем олимпийская, программе подготовки к чемпионату мира по футболу. Он затронет много регионов страны, это будет 10-11 регионов (10 - это точно). Это будут масштабные мероприятия, большие стройки с большим финансированием и, конечно, с большим привлечением участников этих строек, в том числе и студенческих отрядов.

Если говорить об образовании в целом, вы знаете, что сейчас очень активно обсуждается вопрос, связанный с подготовкой нового закона об образовании. Совсем недавно мы приняли федеральную программу, нацеленную на поддержку образования. Фактически в каждой нашей крупной федеральной программе так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с молодёжью, с поддержкой образовательного процесса, с демографией.

На все эти темы давайте с вами и поговорим. Я "фонтан свой закрою", монолог - он всегда утомляет, давайте просто перейдём к тем проблемам и вопросам, которые вас интересуют. Начинаем, прошу вас.

А.Андрианов: Андрианов Андрей, Студенческий союз МГУ имени Ломоносова. Вначале позвольте поблагодарить Вас (а здесь собрались руководители студенческих и молодёжных организаций ведущих вузов нашей страны) за ту серьёзную организационную и финансовую поддержку, которую Правительство оказало программам развития наших университетов.

В.В.Путин: Андрей, можно я спрошу? Вас вчера покатали по этим объектам? Всё посмотрели?

Ответ: Да, мы под большим впечатлением?

В.В.Путин: То есть вы были и наверху, в горном кластере, и внизу?

Ответ: Да, всё показали.

В.В.Путин: Вы знаете, когда я сюда первый раз приехал, в тот момент, когда уже эти объекты начали вырастать из земли, на меня на самого это произвело огромное впечатление. Основная арена (вам, наверное, сказали об этом) раз в пять больше, чем Колизей. Я такого грандиозного сооружения вообще нигде не видел. Это впечатляет. А вам показали железнодорожные тоннели в горах? Вы знаете, что там работают большие международные экспертные команды? Практически работают специалисты со всего мира: из Европы, из Северной Америки, наши специалисты, естественно. Для всех нас это очень хорошая школа, и то, что на вас это произвело такое сильное впечатление, мне очень приятно.

Реплика: Спасибо.

В.В.Путин: Пожалуйста. Перейдем к вопросам, которые вас интересуют. Начинаем, прошу вас.

А.Андрианов: В связи с программой развития, хотелось бы в начале встречи задать вопросы и заострить внимание на аспирантах. Как известно, аспиранты являются тягловой силой науки, а сейчас их статус - это обучающийся, и по факту они получают только стипендию, а за научную работу как работники не получают никаких денег. И есть просьба. Может быть, в новом законе об образовании изменить немного статус аспирантов, чтобы они могли быть и работниками, и студентами, чтобы была более серьёзная поддержка этого основного тяглового звена науки.

И в завершение хотели бы выступить с инициативой. Совместно с Минобрнауки мы уже много лет проводим крупнейший в мире молодёжный форум "Ломоносов" и, используя накопленный опыт, хотели бы предложить создать общегосударственную научно-образовательную программу по поддержке студентов, аспирантов, молодых учёных, что тоже было бы очень важно в связи с реализуемой программой развития. Спасибо.

В.В.Путин: То есть мы сейчас прямо от студенческих отрядов перешли к вопросам материального благосостояния. Это в принципе вполне естественно, я понимаю. Что касается аспирантов, стипендий. Я могу ошибиться, но, по-моему, они сейчас где-то 2,5 тыс. получают стипендии, да?

Ответ: Это повышенная когда, но там разная бывает.

В.В.Путин: Да, 2,5 тыс., примерно, а планируется с первого сентября 3,5. Докторанты 3 тыс. получают, а будут - 4 тыс., а с 1 января 2012 года соответственно будет 5 и 10 тыс. В некоторых вузах в Москве получают до 25 тыс., многие работают.

Мы можем, конечно, поговорить о какой-то отдельной программе, но вы наверняка знаете и знакомы с различными программами, которые в сфере образования уже существуют. Можно либо там что-нибудь настроить, либо подумать об отдельной. Но мне кажется, что и в рамках существующих механизмов можно подумать об этом, в том числе и в ходе подготовки закона об образовании.

Если речь идёт о том, чтобы совершенствовать нормативную базу, с тем чтобы она позволяла это делать, то, конечно, это нужно сделать. Но я, честно говоря, просто не вижу, есть ли там сегодня какие-то ограничения. Самое главное и самое тяжёлое было принять закон, согласно которому можно было разрешать и студентам, и аспирантам, и, соответственно, докторантам работать при малых инновационных предприятиях, организованных на базе самого высшего учебного заведения. Вот это было ключевым решением, которое уже принято. И сейчас, по данным министерства, в среднем по системе почти треть студентов старших курсов уже работают, аспиранты и докторанты - тем более. Почти треть! А в некоторых вузах (их не так много) почти 100% студентов старших курсов уже работают. И средняя заработная плата от 10 до 15 тыс. Конечно, эту практику нужно расширять.

У нас, если я не ошибаюсь, уже образовано 700 малых предприятий инновационного характера при 158 вузах. Мы должны с вами думать о том, как расширять эту практику. Ну и, конечно, нужно повышать стипендии и для аспирантов и для студентов - это факт.


Полный текст стенограммы встречи можно увидеть на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации