ЛЭТИ – отличное начало пути!

Интервью с ректором

С 10 по 20 апреля проходила первая интернет пресс-конференция ректора СПбГЭТУ В.М. Кутузова. Любой желающий мог отправить свои вопросы по электронной почте. Сегодня мы публикуем ответы Виктора Михайловича на поступившие вопросы.

05.05.2012

С 10 по 20 апреля 2012 года проходила первая интернет пресс-конференция ректора Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», доктора технических наук, профессора Владимира Михайловича Кутузова. Любой желающий мог отправить свои вопросы ректору по электронной почте. Этой возможностью воспользовались не только «лэтишники», но и другие петербуржцы, а также  жителей иных регионов России.

Сегодня мы публикуем ответы В.М.Кутузова на поступившие вопросы. Для облегчения восприятия интервью и сокращения его общего объема, мы немного литературно подкорректировали вопросы, оставив в них самое главное, убрали слова приветствий и личных обращений, которые присутствовали в каждом вопросе.


Сегодня, в век мобильности, абитуриент с легкостью может отправиться поступать в вуз Москвы, Казани и даже в зарубежные университеты. В таком выборе можно потерять ориентиры. Чем, по Вашему мнению, ЛЭТИ выгодно отличается от других технических вузов страны? 

Вероника


- Главное отличие ЛЭТИ от других авторитетных вузов России в том, что он строит свою образовательную и научную деятельность на основе традиций. Основанный в 1886 году наш университет был первым в Европе высшим учебным заведением, специализированным в области электротехники. В его стенах формировались отечественные научные школы, связанные с электротехникой, радиотехникой и электроникой, делались открытия мирового значения. Здесь работали такие выдающиеся ученые, как А.С.Попов, Г.О.Графтио, С.Я.Соколов, А.И.Берг, В.П.Вологдин и многие другие. ЛЭТИ окончил лауреат Нобелевской премии 2000 года по физике Ж.И.Алферов.

ЛЭТИ – университет мирового уровня с более, чем вековой историей, инновационный вуз с глубокой интеграцией и развитой инфраструктурой образовательной, научной и инновационной деятельности. Это - один из крупнейших центров подготовки кадров и научных исследований в области электро- и радиотехники, телекоммуникаций, электроники, управления, автоматизации, информатики и других направлений, вся деятельность которого опирается на собственные научные школы, авторитет которых общепризнан.

При этом подготовка выпускников ведется по магистерским программам, которые реально интегрированы с нашими партнерами - научно-исследовательскими институтами, проектными организациями и высокотехнологичными предприятиями страны, а также с ведущими европейскими университетами.

 

У ЛЭТИ есть договор с Полтавским национальным техническим университетом относительно «двойного диплома». С какими еще зарубежными и отечественными вузами есть подобные договора?

Вячеслав


- Конечно, только Полтавским университетом дело не ограничивается. ЛЭТИ имеет десятки подобных соглашений с ведущими зарубежными вузами. К примеру, по Программе сотрудничества ЕС и стран - партнеров по подготовке магистров по схеме «Два диплома» в области автоматизации и мехатроники» мы сотрудничаем с  Университетом Блеза Паскаля (г. Клермон-Ферран, Франция), Техническим университетом (г. Либерец, Чехия), Софийским техническим университетом (Болгария),  Житомирским национальным техническим университетом (Украина), Киевским политехническим институтом, Харьковским техническим университетом и Севастопольским национальным техническим университетом.  Не первый год реализуется совместные образовательные программы с Лаппеенрантским техническим университетом (Финляндия), Техническими университетами городов Ильменау и Дрезден (Германия), Венским техническим университетом (Австрия) и вузами других стран.

 

Даёт ли диплом третьей степени олимпиады BARSIC право поступления вне конкурса (то есть, вне зависимости от результатов ЕГЭ, если они выше проходных) на ФКТИ?  Если же таких данных ещё нет, я хотел бы знать какова вероятность этого?

Семён


- Призеры интернет-олимпиады школьников по физике («BARSIC») в 2011 году поступали на факультет компьютерных технологий и информатики без вступительных испытаний, за исключением специальности Компьютерная безопасность. Информация о льготах, предоставляемых победителям и призерам олимпиад школьников в этом году, будет в соответствии Порядком приема опубликована на сайте университета http://www.eltech.ru/ru/abiturientam не позднее 1 июня.

 

Какой средний проходной балл и конкурс на одно бюджетное место был в 2011 году? На каком факультете ЛЭТИ он самый высокий?

Павел, Юлия


- Проходной балл на технические направления подготовки в 2011 году составил от 171 балла до 219. Самый высокий был на факультете экономики и менеджмента - 227 баллов. Более подробная информация об итогах приема прошлых лет размещена на сайте нашего университета в разделе «Приемная комиссия». В 2011 году конкурс в ЛЭТИ составил 3,8 человека на одно бюджетное место.

 

Я получила высшее гуманитарное образование  в украинском университете. В настоящее время – гражданка России. Хочу получить второе высшее образование в ЛЭТИ по направлению «Реклама и связи с общественностью». Что для этого нужно?

Наталья


- Для поступления на это направление Вы должны подать заявление в приемную комиссию на общих основаниях. Как и любой другой абитуриент. Поскольку Вы гражданка Российской Федерации у Вас имеется российский паспорт, либо иной российский документ удостоверяющий личность. Если же Вы получили среднее образование в Украине, то Вам необходимо  представить в приемную комиссию национальный документ государственного образца об образовании. Плюс к этому - его официально заверенный перевод на русский язык.

При поступлении на направление подготовки «Реклама и связи с общественностью» необходимо сдавать экзамены по следующим дисциплинам: русский язык, иностранный язык и обществознание.

 

У меня военное среднее профессиональное образование (радиотехническое). Могу ли я поступить на заочную форму обучения ЛЭТИ с таким дипломом?

Без подписи


- Насколько я понимаю, Вы получили образование в кадетском корпусе. Вы, как другие абитуриенты, имеющие среднее профессиональное образование, можете поступать в университет на любую форму обучения. В том числе и на заочную. Информацию о том в какие сроки это необходимо сделать и какие документы требуется представить размещена на сайте университета.  Зачисление в университет производится на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) или на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при поступлении на направление соответствующего профиля).

 

Мой родственник живет в другом регионе, но поступать собирается в петербургский технический вуз. Скорее всего, в ЛЭТИ. Однако в последнее время количество иногородних студентов значительно возросло, а новых общежитий не строится. Есть ли у него шанс получить место в общежитии?

Елена


- У вуза имеется семь общежитий, расположенных  либо рядом с университетским городком ЛЭТИ, либо – недалеко от станций метро. Этого достаточно для комфортного и безопасного проживания наших студентов. В 2011 году всем иногородним поступившим было предоставлено место в общежитии. По традиции сразу после издания приказа о зачислении в вуз издается и публикуется на сайте университета и приказ о поселении первокурсников в общежития ЛЭТИ.

 

Читает ли какие-нибудь лекции в ЛЭТИ нобелевский лауреат Жорес Алферов? Представители иностранных университетов? Существует ли традиция публичных лекций известных выпускников ЛЭТИ в родном вузе?

Андрей Григорьевич


-  Ж.И.Алферов окончил ЛЭТИ в 1952 году и был направлен на работу в Ленинградский  физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе, где он проявил себя как выдающийся ученый – физик. Созданные на базе исследований Ж.И.Алферова приборы и устройства буквально произвели научную революцию. При этом он никогда не прерывал своей связи с родным вузом, где преподавал около 30 лет. В 1973 году он создал и возглавил в ЛЭТИ  первую в стране базовую кафедру ФТИ. За прошедшие почти четыре десятилетия кафедра выпустила около 700 специалистов, среди которых десятки крупных ученых. Многие из них сегодня преподают в ЛЭТИ. В настоящее время Жорес Иванович в связи с большой занятостью работой в Государственной Думе, научной и общественной работой, занятий в ЛЭТИ не ведет, но связи с университетом не теряет и всегда с радостью принимает приглашения выступить перед студентами.

К научно-образовательному процессу в ЛЭТИ постоянно привлекаются преподаватели и профессора ведущих зарубежных вузов США, Англии, Германии, Нидерландов, Швеции, Финляндии, Италии, Польши и др. В последние годы ежегодно студентам различных факультетов читают лекции 10-12 ученых из зарубежных университетов. В том числе выпускники нашего университета. К примеру, буквально на днях в вузе выступал Сергей Баландин, выпускник ЛЭТИ 1997  года, ныне  адъюнкт-профессор Технического университета г. Тампере (Финляндия).

Несмотря на очень плотный график работы известных выпускников нашего вуза, ректорат старается использовать любую возможность для их визита в родные стены и встречи со студентами аспирантами и сотрудниками ЛЭТИ.

 

В ЛЭТИ существует военная кафедра. Учиться там должны все студенты мужского пола? После ее окончания и присвоения воинского звания призывают всех? Что показывает практика?

Александр, Юрий


- Никакой  «обязаловки» при поступлении на военную кафедру нет. Более того, на нее принимается не каждый желающий. А только те будущие магистры, кто хорошо учится и, естественно, не имеет проблем со здоровьем. Обучение начинается с третьего курса. Молодые люди  успешно окончившие военное обучение получают воинское звание лейтенант. В случае призыва наши выпускники должны служить в военно-морском флоте. Как показывает опыт последних 5-10 лет, реально на воинскую службу они не призывались.

 

Сегодня ведущие университеты  различных стран все более тесно сотрудничают друг с другом в научной и технической сферах. Это идет на пользу и развитию науки в вузах, и учебному процессу. В какой степени эта деятельность развита в ЛЭТИ?

Михаил


- В рамках международного научно-технического сотрудничества Университет имеет более 50-ти зарубежных партнеров, совместно с которыми реализует свыше 20-ти международных проектов и контрактов. ЛЭТИ участвует в нескольких международных программах, реализуемых в основном Европейским Союзом (TEMPUS IV, FIRST, Visby, FP7, Metamorphose VI AISBL и др.). 

Так,  в  соответствии с 7-й  международной  научно-исследовательской Рамочной Программой Европейской Комиссии (Seventh Framework Programme - FP7) ЛЭТИ участвует в академическом обмене между университетами Великобритании, Сербии, ЮАР и США. В рамках этой программы реализуется следующие проекты; “Координация стратегий научных исследований в области наноэлектроники между ЕС и Россией”, “Многополосные электронно-перестраиваемые микроволновые устройства и антенны для беспроводных систем связи нового поколения”, “Моделирование металл-оксидно-полимерного интерфейса для микро- и наноэлектроники”,  “Интернет-архив публикаций по нанонауке и нанотехнологии, база данных ученых и Интернет-форум для информационной поддержки научного сотрудничества между ЕС и партнерскими странами”.

По другой программе - Erasmus Mundus «Поддержка высшего образования и связей бизнеса и трансфера технологий» университет сотрудничает с: Индийским Техническим  Институтом (г. Рурки, Индия), Аликантским университетом (Испания), Ягеллонским унивенрситетом (г. Краков, Польша),  Университетом науки и техники города Куньминг (Китай), Чалмерским техническим университетом (г. Гетеборг, Швеция). Также, здесь можно назвать Программу Балтийского региона (Baltic Sea Region Programme (BSRP), а также Европейский Инструмент Соседства и Партнерства (The European Neighbourdhood and Partnership Instrument (ENPI) и др.  Университет сотрудничает с Американскими Фондами Гражданских Исследований и Развития (U.S. Civilian Research and Development Foundation (CRDF) и Инженерной Информации (Engineering Information Foundation).

Реализуются и другие совместные проекты.

 

Практикуются ли в ЛЭТИ стажировки или практики студентов в зарубежных университетах, научных учреждениях или на предприятиях?

Денис, Юлия


- Да, ежегодно десятки студентов ЛЭТИ проходят практику, стажировку и обучение в зарубежных университетах  и учреждениях. К примеру, «ЛЭТИшники» по Программе «включенное обучение» 1-2 семестра учатся в Дрезденском техническом университете (Германия). Университете Аалто (г. Хельсенки, Финляндия), Университете города Линчепинг (Швеция), Университете Бедфоршир (г..Лутон, Великобритания)  и др.

ЛЭТИ активно сотрудничает с германской службой академических обменов – DAAD, организацией, объединяющей все немецкие высшие учебные заведения и способствующая развитию академических отношений за рубежом, прежде всего посредством обмена студентами и учеными. ЛЭТИ развивает студенческие и преподавательские обмены в соответствии с Российско-Финской  программой FIRST  (Finnish-Russian Student Exchange Programme).

В рамках программы Фулбрайта проводится ежегодный конкурс на получение грантов/стипендий на обучение в магистратуре для бакалавров и выпускников университетов и на проведение исследовательской работы для аспирантов (Fulbright Masters Degree Program).

И это перечисление можно продолжить.

 

Будет ли в ближайшее время у студентов Гуманитарного факультета возможность поехать летом на учебные курсы за границу? Или просто по обмену?

Полина


- Возможность поехать учиться за границу у студентов Гуманитарного факультета существует с 2008 года. Каждый семестр группа студентов факультета  под руководством преподавателей кафедры иностранных языков  проходит обучение на краткосрочных  языковых курсах в Лондоне (Великобритания) и в Дрездене (Германия). По окончании обучения студенты получают сертификат, соответствующий их уровню владения иностранным языком.

Кроме того, студенты  старших курсов  участвуют в программах обмена  и конкурсах на получение грантов для обучения   за рубежом, а также направляются в европейские университеты-партнеры ЛЭТИ для прохождения включенного обучения. К примеру, в настоящее время 6 студентов Гуманитарного факультета проходят обучение за рубежом.

 

Какие перспективы у гуманитарного факультета ЛЭТИ в связи с ориентацией подготовку инженерных кадров, которая складывается в последнее время в России? Будет ли факультет существовать и будут ли бюджетные места?

Эльвира 

 

- Безусловно, Гуманитарный факультет в ЛЭТИ существовать будет. Наш Университет одним из первых в стране начал подготовку  специалистов в области гуманитарных наук и ничто не мешает продолжить эту работу в дальнейшем. Более того, за прошедшие двадцать с лишним лет в нашем техническом вузе Гуманитарный факультет органично вписался в общую структуру университета, стал его неотъемлемой составной частью, а кафедры факультета ведут занятия по различным дисциплинам для бакалавров, магистрантов, аспирантов всех факультетов университета. 

Бюджетные места по направлениям подготовки определяются Министерством образования и науки России на основании конкурса среди вузов страны. Наш университет тоже подал все необходимые документы для участия в конкурсе на получение бюджетных мест в 2012/2013 году по направлению «Гуманитарные науки». Надеемся, что наша заявка будет полностью удовлетворена.

 

За последние годы в вузе открываются новые научные школы, малые инновационные предприятия, организуются международные конференции на базе университета и т.д. На Ваш взгляд, в достижении каких из поставленных целей ЛЭТИ преуспел за последние годы, а что пока получается не совсем хорошо, и над этим предстоит поработать?

Вероника


- Среди важнейших достижений Университета в последние годы я бы назвал переход на уровневую систему высшего образования, завершение реализации инновационной образовательной программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», переход на образовательные стандарты третьего поколения, укрепление сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными вузами, а также с инновационными промышленными предприятиями и научными организациями в рамках программы «Стратегическое партнерство», дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности, где главным, «прорывным» достижением стало соглашение с РОСНАНО и корпорацией «Вега» о создании совместного инновационного предприятия с общим объемом инвестиций в 1,5 млрд. рублей.  

Из достижений последних месяцев я бы выделил успешное прохождение  ЛЭТИ очередной аккредитацию, которая подтверждает государственный статус нашего университета в области высшего профессионального образования на ближайшие 6 лет. При этом процедуру аккредитации прошли образовательные программы, направления подготовки и специальности, представленные на всех факультетах и кафедрах. Кроме этого, Программа стратегического развития ЛЭТИ признана одной из лучших в специальном конкурсе, проводимом Министерством образования и науки России.

Перечисление достижений можно было продолжить, но считаю важным остановиться на проблеме, беспокоящей в последнее время все вузы страны, и наш, в частности. Так, если до введения ЕГЭ выпускники школ старались заранее сориентироваться где, в каком вузе продолжить образование, каким предметам уделить повышенное внимание, то теперь необходимость в этом отпала. Поэтому  среди первокурсников, молодых людей сориентированных именно на ЛЭТИ стало меньше, что нас очень беспокоит. Над тем, как в связи с этим перестроить свою работу с абитуриентами мы сейчас и работаем.

 

Где, как правило, работают выпускники ЛЭТИ? В научных учреждениях, на промышленных предприятиях, в сфере обслуживания? И выпускники каких специальностей легче всего трудоустраиваются?

Иван Сергеевич


- Сегодня более 40 предприятий высокотехнологичных областей промышленности являются стратегическими партнерами Университета с которыми установлено тесное взаимодействие, в том числе и в плане подготовки специалистов. Среди зарубежных партнеров ЛЭТИ 18 крупных промышленных предприятий, 7 научно-исследовательских институтов и центров, 65 университетов из 35 стран. А наши образовательные программы в максимальной степени соответствуют Перечню приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. При университете действуют десятки малых  инновационных предприятий. Мы поощряем участие в этих работах наших студентов, где они получают практические знания в самых «прорывных» отраслях науки и техники. Например, в нанотехнологии.  Все выпускники ЛЭТИ – это практико-ориентированные специалисты. Поэтому у них нет проблем с трудоустройством.

 

Я бакалавр, закончил ЛЭТИ два года назад. Работаю в  фирме по ремонту компьютерной техники, но хотел бы перейти на другую работу, более близкую к полученной специальности. Может ли университет оказать мне в этом содействие?

Дмитрий


- Имея диплом бакалавра и опыт работы Вы, наверняка представляете, в какой сфере и кем хотели бы трудиться в ближайшем будущем. У Вас хорошая «стартовая» позиция для повышения своей квалификации на соответствующем факультете ЛЭТИ, а возможно, и продолжения образования в магистратуре, что значительно повысит Ваш рейтинг в глазах работодателя. Если это пока не входит в Ваши планы, обратитесь в университетский Центр профессиональной адаптации и трудоустройства. Там наверняка, найдете устраивающий Вас вариант новой работы. 

 

Как попасть на курсы интернета для «чайников» - выпускников ЛЭТИ?

Вячеслав


- «Чайников», не знающих что такое Интернет среди выпускников ЛЭТИ нет. Но если вы самокритично считаете свои знания в этой области недостаточными, обратитесь на Факультет переподготовки и повышения квалификации ЛЭТИ.

 

Я выпускник ЛЭТИ 2009 года. Хочу создать малое предприятие, чтобы реализовать инновационный проект, который задумал еще учась в университете. Могу ли я рассчитывать на какую-то поддержку родного вуза?

Без подписи


- Можете. Для этого Вам надо обратиться на кафедру по тематике которой задуман Ваш проект. Либо в Технопарк ЛЭТИ, в Молодежный инновационный центр. Контактную информацию найдете на сайте университета.

 

В ЛЭТИ проводятся творческие фестивали «Шаг на сцену», «Весна в ЛЭТИ» и другие подобные мероприятия. Кто в них участвует? Только студенты и сотрудники Университета или профессиональные исполнители?

Ольга


- Несмотря на то, что ЛЭТИ – технический вуз, творческая составляющая общественной жизни здесь всегда являлась очень важной. Вспоминая бурную дискуссию давних лет о «физиках и лириках», можно смело сказать, что в стенах ЛЭТИ противостояния этих начал никогда не было. Оба они всегда мирно сосуществовали в среде «лэтишников» взаимно поддерживая друг друга. 

Очень яркий всплеск творческой активности произошел в 1950-х годах. Именно тогда здесь родился задорный студенческий спектакль «Весна в ЛЭТИ», объединивший в себе все направления студенческой самодеятельности. Спектакль имел ошеломительный успех и давался не только в стенах ЛЭТИ, но и на самых престижных сценах Ленинграда и Москвы. В те же годы с новой силой заявил о себе и знаменитый Академический хор ЛЭТИ – постоянный участник и призер различных конкурсов. Знаменит университет своими командами КВН и участием в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?». Помимо уже ставшего традиционным фестиваля «Весна в ЛЭТИ», в последние годы набирает обороты новый творческий фестиваль студентов «Шаг на сцену».

Конечно, руководят и хором, и театральной студией и другими творческими объединениями, в том числе литературными, специалисты. Но и хористы, и актеры в спектакле, и вокалисты, и танцоры, и другие участники творческих мероприятий – студенты, аспиранты или сотрудники университета. Не случайно среди выпускников ЛЭТИ вы найдете не только известных ученых и инженеров, но и талантливых писателей, поэтов, режиссеров, музыкантов, актеров и журналистов.

 

У меня абсолютный музыкальный слух, «за плечами» музыкальная школа, пишу стихи, но хочу учиться в техническом вузе, стать инженером. При этом с музыкой и литературой рвать не хочу. Можно ли это совместить, обучаясь в ЛЭТИ?

Евгения


- Не только можно, но и желательно. Как я уже говорил, творческая составляющая студенческой жизни в ЛЭТИ опирается на  давние традиции. При этом постоянно обновляется, наполняется новым содержанием. К примеру, помимо вокальных и танцевальных номеров на нынешнем фестивале «Шаг на сцену» впервые была открыта выставка «Рисунок и слово» и прошла премьера спектакля «Беда от нежного сердца» театральной студии ЛЭТИ «Время играть».

В университете при поддержке Центра культурно-воспитательной работы помимо Театральной студии и Академического хора успешно действуют другие творческие объединения: Литературное объединение «ЛИТО», Студия современного танца «Modern Step», Студия спортивного бального танца, Класс сольного пения,  имеется Репетиционная точка «План «В» где репетируют как состоявшиеся рок-группы, так и новички.  К этому необходимо добавить, что все творческие объединения центра бесплатные. В этих коллективах пробуют творческие силы и совершенствуют свое мастерство, совмещая с отнюдь нелегкой учебой по выбранной специальности,  сотни «лэтишников». Недаром наш вуз иногда в шутку называют «эстрадно–танцевальным с небольшим электротехническим уклоном».

 

Вопросы личного характера

 

Хорошо, что в нашем вузе периодически организуется общение с Вами. Я студент 4-го курса и у меня к Вам два вопроса:

1) Как в нашем университете борются с коррупцией? Какие постановления были подписаны и какие программы  разрабатываются в этой сфере?

2) После Думских выборов Вами было опубликовано письмо про митинги.  Могли бы в ЛЭТИ меня отчислить за участие в них (как это было в ряде других вузов)? И не кажется ли Вам, что этим письмом Вы показали своё отношение к свободе слова у нас в стране?

Максим 

 

- Коррупция – бич современной России. Для противодействия этому позорному явлению мы делаем ставку на сотрудничество со студенческими общественными органами самоуправления. На обратные связи со студенческой средой. Здесь очень важно доверять друг другу. Администрация как никто другой заинтересована в пресечении этого позорного атавизма.

Ректорат взаимодействует с профкомом студентов и аспирантов, а также советом старост. Именно с ними мы обсуждаем и меры по борьбе с коррупцией, внимательно анализируем все жалобы. Обсуждаем также участие коллектива обучающихся и преподавателей университета в программах федерального и регионального уровней, которые направлены на борьбу и профилактику коррупции в высшей школе.

Коррупция в вузах подобна айсбергу в тумане, надводная часть которого практически не видна, но сам айсберг при столкновении с ним может «торпедировать» любой вуз. Тот, кто занимается поборами в прямом или косвенном виде, как правило, знает, чем рискует и поэтому сверхтщательно маскирует свою преступную деятельность. Поэтому и поймать негодяя с поличным или доказать его вину очень сложно.

К сожалению, питательной средой коррупции до недавнего времени была крайне низкая заработная плата преподавателей. Сейчас ситуация постепенно нормализуется, правда, не так быстро, как хотелось бы. В частности, с этого года существенно увеличено бюджетное финансирование в расчете на одного студента приема 2012 года. Университет второй год реализует собственную программу поддержки преподавателей из внебюджетных средств. Это системные шаги для борьбы с коррупцией. Тем не менее, нам нужны новые идеи и, самое главное, помощь всего коллектива.

Что касается Вашего второго вопроса, то здесь требуется уточнение. Я никаких писем, связанных с митингами не писал и не публиковал. В связи с ситуацией, сложившейся после выборов 4 декабря 2011г., было опубликовано письмо Председателя совета ректоров Санкт-Петербурга, ректора СПб НИУ ИТМО В.Н.Васильева, которое, на мой взгляд, никакого отношения к ограничению свободы слова не имеет. Тем более к отчислению студентов.

Под образованием все мы понимаем целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах, прежде всего, человека, государства и общества (закон «Об образовании»»). Поэтому отчисление студента мы всегда рассматриваем как крайнюю меру, когда в рамках существующих правил уже ничего предпринять невозможно. И, разумеется, делаем это на совершенно четких основаниях, прописанных в Уставе университета, с которым можно ознакомиться на сайте ЛЭТИ.

 

Владимир Михайлович, Вы и профессор, и доктор наук, и ректор. Как становятся руководителями крупных вузов, что для этого требуется от человека? Этому специально учат или так складываются обстоятельства? Что Вы можете сказать на основании собственного опыта?

Евгений


- Очень объемный и глубокий вопрос. Главное для ректора – знать специфику и проблемы высшей школы, чувствовать их «изнутри», на собственном опыте. Руководитель вуза должен быть профессионалом и в образовательной деятельности, и в научной, пройти все ступени карьеры преподавателя и ученого. Кроме этого, нужен опыт организаторской и административной работы. Нужно уметь работать в команде, ладить с людьми и уважать их труд. Нужно быть честным с коллективом и осознавать огромную ответственность за вуз. Отдельная тема – умение находить компромиссы в интересах дела, без «потери лица» и ущерба авторитету вуза.

Если говорить о личном опыте, то, даже придя работать в ректорат, я не помышлял о ректорстве. Просто выполнял порученную работу, за результаты которой не должно быть стыдно ни мне, ни руководству, ни университету. У меня есть принцип: никогда не браться за работу и не занимать должность (общественные или административные), которые по каким-то причинам не нравятся. А дальше меня учили мои учителя на кафедре: если взялся за дело, результат должен быть лучшим, достойным ЛЭТИ.

По-видимому, я очень счастливый человек: мне всегда везло на учителей, на коллег, с которыми приходилось работать и на кафедре, и на факультете, и в  нашем университетском НИИ «Прогноз», и в ректорате. С ностальгией вспоминаю работу в научной группе морской радиолокации, а от чтения лекций и общения со студентами до сих пор испытываю только положительные эмоции.

Резюмируя собственный опыт, могу сказать, что именно ЛЭТИ, его люди и традиции, преобразили, воспитали и научили абитуриента 1970 года Кутузова, что позволило ему впоследствии оказаться на столь ответственном посту ректора прославленного университета.