Международный авторитет ЛЭТИ растет

Международный авторитет ЛЭТИ растет

В 2014 году наш университет добился определенных успехов в повышению конкурентоспособности и продвижении в международных рейтингах, а также значительно улучшил свои показатели.

25.03.2015

В 2013 году Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» стал одним из 15 вузов – победителей всероссийского конкурса на право получения государственных субсидий для повышения конкурентоспособности и продвижения в международных рейтингах. Целью этой программы является вхождение к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню лучших мировых университетов.

В соответствии с Дорожной картой, в 2014 году наш университет добился определенных успехов и смог значительно улучшить свои показатели. К примеру, число научных публикаций сотрудников вуза в Web of Science и Scopus увеличилось вдвое. Конечно, до высоких мест в популярных мировых рейтингах ЛЭТИ еще далеко, но в некоторых региональных рейтингах университет уже занял достойные места. В декабре минувшего года компания QS Quacquarelli Symonds, вот уже более десяти лет издающая QS World University Rankings, представила первый рейтинг нового охвата «Развивающаяся Европа и Центральная Азия 2014/15», в котором ЛЭТИ попал в первую сотню из 368 университетов 30 стран.

В мировом же рейтинге российские вузы пока не занимают престижные строки. Дело в том, что наиболее авторитетные рейтинги составляются западными компаниями многие десятки лет, а отечественные университеты стали открыты миру относительно недавно. В этой связи российские вузы оказались в заведомо невыгодном положении, не позволяющем им занять в таких рейтингах подобающее место. Есть и другой минус – очень большой «вес» при определении места в традиционных рейтингах занимают экспертные оценки западных ученых и представителей фирм. С учетом пока еще малой интегрированности российских ученых и выпускников вузов в экономику зарубежных государств, а также в силу традиционной закрытости многих научных исследований, отечественные вузы не могут претендовать на объективные результаты этих оценок. Поэтому в последние год-два появилось несколько совершенно новых рейтингов, объективно показывающих состояние учебной и научной деятельности российских университетов.

Так, в первом рейтинге вузов Содружества Независимых Государств 2014 года (RAEX), составленном рейтинговым агентством журнала «Эксперт», наш университет оказался на 27 месте. В рейтинг вошли 153 вуза СНГ и стран Прибалтики с явным преобладанием российских и украинских высших учебных заведений. Здесь ключевым мерилом являлась оценка качества образования, а не научной деятельности. И это обосновано: подавляющее большинство успешных и востребованных вузов стран СНГ, в отличие от университетов «англосаксонской» модели, исторически сильны высоким качеством образовательного процесса, а не уровнем научных исследований и коммерциализации технологий.

Недавно международная информационная группа «Интерфакс» представила пилотный вариант рейтинга вузов СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, в котором ЛЭТИ занял 87 место. Интересно, что по итогам репутационных замеров оценки образовательной деятельности наш университет занял 36 место. Одновременно группой был представлен рейтинг вузов стран ЕврАзЭС, где наш университет оказался на 65-м месте.

Европейской научно-промышленной палатой был опубликован рейтинг высших учебных заведений Academic Ranking of World Universities-European Standard ARES-2014 в котором ЛЭТИ оказался на 30-м месте среди 100 лучших российских вузов. Эта позиция характеризуется надежным качеством преподавания, научной деятельности и высокой востребованностью выпускников. Очень важно, что рейтинг ARES проводится по стандартам Евросоюза.

«Место в рейтингах для нас не самоцель, а индикатор успешности наших усилий, показатель статусности университета, – говорит ректор ЛЭТИ В.М.Кутузов. – Это дает нам много плюсов. Например, рост конкурентоспособности среди отечественных вузов обязательно приведет к повышению конкурса при поступлении в университет. Следовательно, наши первокурсники станут более подготовленными. Среди них неизбежно окажется больше ребят, желающих продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, что благоприятно скажется на качестве выпускников».