На вершине мира

В конце сентября студент 1 курса магистратуры ФЭЛ Константин Емельянов совершил восхождение на вершину горы Эльбрус. О том, как это было, читайте в материале газеты "Электрик".

12.11.2015 145

Фотография юноши с флагом ЛЭТИ на вершине горы Эльбрус, появившаяся в официальном паблике нашего университета в социальной сети «ВКонтакте», собрала рекордное количество отметок «мне нравится». Что и говорить, голубое полотнище с изображением первого корпуса смотрится на одной из семи главных «вершин мира» просто отлично. «Ух ты, какой молодец!», – подумалось многим. Парнем, развернувшим флаг, оказался Костя ЕМЕЛЬЯНОВ, студент первого курса магистратуры факультета электроники. Каков был его путь на самую высокую точку России и Европы, спросим у самого Константина.

– Костя, поздравляем тебя с этим достижением!
– Спасибо! Для меня это было действительно важно и сложно. Я ведь не альпинист. Но год назад побывал в Крыму и просто влюбился в горы. Потом на сайте «Пикабу» прочитал отчёт одного парня о «бюджетном» подъёме на Эльбрус. И загорелся идеей – проделать то же самое. Среди авторов комментариев к тому рассказу я обнаружил нескольких таких же сумасшедших. Мы познакомились через соц. сети и решили впятером отправиться в поход.

– Но это же достаточно трудно, тем более для новичков. Такая высота!
– Да, конечно. Но, во-первых, мы перелопатили кучу информации. Читали всё, что есть в интернете, общались с инструкторами. Во-вторых, я активно тренировался на выносливость: в течении месяца через день по 30-40 минут бегал на дорожке, плавал. У каждого был собран комплект необходимого снаряжения. Мы поставили перед собой задачу – сделать всё по максимуму самим: не покупать готовых туров, не нанимать гидов-проводников. Так дешевле и, конечно, гораздо сложнее. В конце сентября мы выдвинулись в путь.

– Расскажи о самой поездке.
Я и ещё двое ребят из Питера вылетели в Минеральные воды на самолёте. Там мы встретились с москвичами, приехавшими на машине, и двинулись в сторону Эльбруса. Мы поселились на съёмной квартире в селе Терскол, в трёх километрах от подножья горы.

Восхождение было назначено на восьмой день. До этого нам предстояло изучить местность и акклиматизироваться. А места там удивительно красивые. Мы дошли до водопада Девичьи Косы, вода была просто ледяной, но я всё же туда залез. Когда еще шанс представится! Поднимались на гору Чегет (3404м), пробовали воду из минеральных источников. Все время я пытался забраться повыше, больше ходить, а ещё лучше – карабкаться. Потом мы переехали в высокогорный приют – на высоту 3800м. Поселились в специальных контейнерах – «бочках». Зарегистрировались в МЧС, сверили свои планы со сводками погоды.

За эти дни я встретил на горе множество интересных людей. Сотрудники МЧС, даже встречавшиеся военные были очень отзывчивы, давали советы, подбадривали. Один человек, уже в возрасте, рассказал, что приезжает на Эльбрус каждый год, но не ради восхождений на пик, а просто походить – пообщаться с горой. Удивительно! Или, например, познакомились с Александром – 27-летним парнем, который пытался подняться на Эльбрус вот уже в седьмой раз.

– Перед самим восхождением волновался?
Конечно, тем более, что от «бочек» до вершины я решил идти сам. А мои ребята собирались подняться на ратраке (машина на гусеничном ходу) до знакового отрезка пути – Косой полки. Там мы были должны встретиться. Поэтому мне нужно было выйти раньше – в 23.00, в ночь перед общим восхождением.

Заранее приготовил экипировку: треккинговые палки, ботинки с кошками, термобельё, ветрозащитные перчатки, тёплую одежду, очки. Время подошло. По правде говоря, было жутковато.

Ночь, идёт снег, из источников света – только фонарик. На снегу заметил следы животного, насторожился, даже достал нож, на всякий случай. Вздрагивал от каждого шороха, пугали даже силуэты камней. Через несколько минут снег перестал, окрестности осветила луна. Выглянули звёзды, появился Млечный путь. Пару раз небосклон прочертили падающие метеориты. Нигде и никогда я не видел такого неба!

Я продолжил движение по следам ратрака, но с осторожностью, т.к. в леднике были трещины, но под снегом их не было видно.

На высоте 4200 поднялся ветер, я стал замерзать: пришлось надевать кофту не снимая куртки. Начал ощущаться недостаток кислорода, движение значительно замедлилось: теперь десяток шагов и пять минут отдыха. В пути я уже три часа. Как раз в этом момент мимо проезжал ратрак с моими товарищами. На вопрос, всё ли в порядке, я поднял большой палец руки. А ведь было ещё около 600 метров до назначенного места. Я уже не мог отдышаться, стоя на ногах, поэтому падал коленями на снег и восстанавливал дыхание, поднимался, проделывал 10 шагов и вновь падал. Из-за того, что я не спал, закрывались глаза, несколько раз просто отключался.

Сам не знаю почему, я не сел в следующие два ратрака. Еще один, уже спускавшийся, пытался остановить, но меня не взяли… Я видел, как группы людей уже шли по Косой Полке с фонарями. Честно говоря, боялся, что придется идти одному по этому опасному участку.

Добравшись, наконец, до Косой полки, я увидел двоих ребят из моей группы, которые не захотели идти по ней, ввиду опасности. Косая Полка представляет собой узкий проход на крутом склоне восточной горы. Одно неуклюжее движение, и ты катишься несколько сотен метров вниз: шансов выжить практически нет. Меня это тоже пугало, но пересилил себя. Кошками и палками я упирался в снег, чтобы не полететь вниз. Каждый шаг был обдуманным. И самое главное – не уснуть! За спиной занимался рассвет. Я так мечтал на него посмотреть, но боялся даже просто обернуться. Я вновь лег на снег, уже в который раз, и увидел два силуэта, приближающихся ко мне. Это оказались еще два моих товарища. Они развернулись, т.к. у них началась горная болезнь и даже галлюцинации. Пытался уговорить пойти дальше, но бесполезно. Опять я один. Как только закончил идти по Косой, передо мной встала седловина – снежная стена высотой 200 метров. Это было опасно, но я сокращал путь по прямой, в то время как идущие впереди меня люди поднимались змейкой.

Дальше предстояло подняться по стационарно закрепленным тросам. Там я встретил того самого Александра. Движение мы продолжили вместе. После подъёма оставалось пройти всего 500 метров практически по прямой. Но этот, последний участок показался самым сложным.

И вот в 8.00 утра я взошёл на пик Эльбруса! Радости не было предела, хотя за предыдущие девять часов я истратил все силы без остатка. Саше, наконец-то, с седьмого раза тоже удалось совершить восхождение. Ребята из других групп были удивлены, что я смог проделать такой путь без помощи и в одиночку. А я, немного отдохнув, принялся за фотографии на память. Достал флаг родного вуза!

Возвращаться тоже было нелегко, но терпимо. При спуске вниз решил воспользоваться солнечной погодой и позагорать. При температуре –16 градусов и сильном ветре холода не чувствовалось вообще. Днём проходить Косую не составило труда, а после нас забрал ратрак.

– Что ты думаешь о своём восхождении сейчас?
– Во-первых, нужно очень серьёзно готовиться, и не рисковать. Ведь за одно необдуманное действие можно поплатиться жизнью. Во-вторых, в любом восхождении большую роль играет случай. Мне, например, повезло с погодой, но всё могло сорваться в последний миг. И наконец, победа того стоила! Пусть это прозвучит банально, но ставя перед собой цель, нужно стараться ее добиться, преодолевая любые трудности, особенно, когда в тебя верят другие люди…Мы живём моментами счастья, и этот момент на горе я буду помнить долго.

Дарья Андрюшина, газета "Электрик"