«Нам есть чем гордиться…»

 «Нам есть чем гордиться…»

2 марта ректору ЛЭТИ, профессору Владимиру Михайловичу КУТУЗОВУ исполнилось 60 лет. Накануне юбилея газета «Электрик» попросила Владимира Михайловича ответить на вопросы редакции.

05.03.2013

2 марта ректору Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», профессору Владимиру Михайловичу КУТУЗОВУ исполнилось 60 лет. Из них 43 – связаны с нашим вузом. Накануне юбилея газета «Электрик» попросила Владимира Михайловича ответить на вопросы редакции.

 

– Впервые вы переступили порог ЛЭТИ абитуриентом. Сегодня вы – ректор. В жизни всё удачно сложилось. Но если новый поворот, и взять за точку отсчёта сегодняшний день, что хотелось бы делать, чем заниматься?

– В данном случае, наверное, надо инверсно изменить известную читателям старой «Литературки» популярную прежде фразу: «Если бы директором был не я». Тогда больше всего хотелось бы снова заниматься радиолокацией – моей любимой областью науки и техники. Поскольку она, т.е. радиолокация, постоянно развивается, здесь всегда есть новые и нерешенные еще никем задачи, а, значит, масса приложений для творческой мысли. К тому же, в последние годы в нашей стране появились и серьезные заказчики, что обнадеживает и дает повод для оптимизма.

Но для меня сегодня это занятие – скорее профессиональное хобби. Хобби, потому что занимаюсь им в свободное от основной работы время. Хобби, потому что по-настоящему профессионально и постоянно заниматься любимым прежде делом, к сожалению, не удается. Хобби, потому что все чаще ловлю на себе снисходительный взгляд своих бывших учеников, которые стали, я надеюсь, профессионалами в радиолокации.

Мой учитель и заведующий родной моей кафедры РК профессор В.И. Винокуров учил нас работать так, чтобы результат был лучше, чем у конкурентов и возможных партнеров. И у меня еще не совсем умерло желание сделать что-то новое, такое, что удивит коллег по цеху. Хотя все мы прекрасно понимаем, что, в силу своей сложности, радиолокационная наука – сфера коллективного творчества, и успех приходит тогда, когда по-настоящему слаженно работает научная школа. И «если новый поворот», то все силы отдал бы развитию научной школы Виктора Ивановича Винокурова, настоящего, с большой буквы, Ученого, Педагога и Патриота! И настоящего лэтишника тоже.

В советский период мне довелось лет 15 ежегодно выезжать на полигонные испытания, по 3-4 месяца в году! Это было место, где испытывалась вся новейшая радиолокационная техника морского назначения, съезжались ведущие специалисты и ученые со всего СССР. Там я познакомился и подружился со многими уникальными людьми, роскошь общения с которыми оценил спустя годы. В последние два десятилетия эта важнейшая составляющая инженерной деятельности у нас если не исчезла, то сильно сократилась. Очень хочется все это вернуть, так как испытания сложной техники, без которых невозможно настоящее внедрение в промышленность, придают разработчикам уверенность в своих силах, особенно это важно для молодежи. Мы ведь помним, что «практика – критерий истины», поэтому удачные испытания – это своего рода восклицательный знак в творческом инженерном процессе. Помните, как Пушкин себя хвалил, когда ему собственные стихи нравились? Уверяю Вас, у инженеров-исследователей – так же.

– В 2009 году, сразу после избрания ректором, в интервью «Электрику» вы сказали, что более или менее знаете, что вас ждет на этом посту. Сегодня, спустя четыре года, скажите, какие ожидания оправдались, а какие нет?  

- Оправдалось то, что ЛЭТИ продолжает уверенно развиваться, в такие непростые времена постоянных реформ и нехватки средств оставаясь в когорте ведущих технических вузов страны. Кстати, оправдалось и ожидание этих самых реформ, хотя такие изменения, как ликвидация Федерального агентства по образованию, было неожиданным и болезненным для вузов. И, наоборот, давно обещанная реорганизация УМО, к которой мы готовились, до сих пор Минобрнауки не осуществлена, что негативно сказывается на взаимодействии вузов нашего профиля.

За эти годы были и неудачи, которые разочаровали, но не сломили, поскольку были сделаны выводы на основе анализа их причин. Были и серьезные успехи, которые не вскружили нам голову, потому что на вопрос: «А могло бы быть лучше?», как правило, следовал утвердительный ответ. Кто-то считает, что у ЛЭТИ есть свой ангел-хранитель. Возможно. Но известная русская поговорка учит на Бога надеяться, но самим не плошать. А коллектив нашего университета очень даже «не плошал», нам всем есть чем гордиться. И это – оправдавшиеся ожидания, а, точнее, стопроцентная уверенность в могучем потенциале нашего вуза!

К сожалению, не все планы удалось реализовать. Не потому, что они были «неправильные», а потому, что не хватало либо времени, либо средств, либо людей. Хотелось все сделать быстро и сразу. Некоторые проблемы оказались сложней, чем представлялись вначале. Например, запуск 6-го корпуса, в котором пришлось полностью менять кровлю, и размещение в нем Института непрерывного образования, модель которого была разработана еще в рамках ИОП. Тем не менее, ЛЭТИ по результатам 2012 года – признанный лидер среди вузов России по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров! И, я уверен, в следующем году мы разовьем этот успех.

Очень серьезно в последние годы мы относимся к задаче повышения средней заработной платы преподавателей и учебно-вспомогательного персонала. Это – приоритет №1, но наши возможности не всегда соответствуют нашим желаниям, хотя при рассмотрении годового бюджета на ученом совете университета, назывались конкретные доплаты по категориям работников, которые были осуществлены в 2012 году. В утвержденном бюджете на 2013 год заложено существенное повышение средней заработной платы ППС. Во втором полугодии мы планируем довести этот показатель до 24 тыс. руб. по вузу, а это рост на 10 тыс. руб. в месяц! Понятно, что это потребует усилий всего коллектива, а не только администрации.

Для мужчины 60 лет – это возраст расцвета: когда и опыт есть, и силы, и желания тоже. О чем мечтаете, что хотите сделать для вуза и каким его видите лет через д…цать?

 – Людям моего поколения мечтать о будущем вуза легко, потому что мы видели ЛЭТИ в расцвете, когда на кафедрах было много молодежи и студентов, было много настоящей науки, и практически все преподаватели были действующими учеными. Тогда в наш вуз было не просто поступить, было трудно, но интересно учиться, студенты были, как теперь говорят, мотивированы на учебу. Вот и сегодня хочется, чтобы на всех факультетах и кафедрах были центры роста, которые становились бы центрами превосходства и притягивали молодежь, привлекали профессионалов. Тогда и качество образования вернулось бы на достойный ЛЭТИ уровень.

А еще мечтаю о развитии в магистратуре системы самообразования студентов. Это когда студенты в группе распределяют изучаемый материал между собой, находят и, по возможности, самостоятельно осваивают его, а потом делятся знаниями, обучают друг друга, а, может быть, и преподавателя. Но обучают не просто так, а для выполнения междисциплинарного группового двух-трех семестрового проекта, в котором присутствуют различные этапы разработки и проектирования какого-либо изделия или технологии. И хорошо бы, чтобы техническое задание на этот проект исходило от работодателя, тогда и содержание обучения будет определяться техническим заданием, и не только знания, но и компетенции, полученные студентами, пригодятся на будущем месте работы. А если бы предприятие за это еще деньги платило в форме НИР, а преподаватель был научным руководителем …

Лет через д…цать в ЛЭТИ будут по-прежнему веселые и любознательные студенты, мудрые и терпеливые преподаватели, а изменится только библиотека – она будет всемирной и помещаться в карманах студентов и преподавателей.