Переход на ФГОС 3++: государственная политика и практическое внедрение

Переход на ФГОС 3++: государственная политика и практическое внедрение

Представители российских вузов обсудили в ЛЭТИ вопросы перехода на ФГОС 3++ на ежегодном заседании ФУМО в системе высшего образования по УГСН 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи.

04.12.2017

30 ноября в ЛЭТИ состоялось ежегодное заседание Федерального УМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи. Участниками заседания стали 75 представителей вузов, имеющих государственную аккредитацию на ведение образовательной деятельности по УГСН 11.00.00.

В повестку дня заседания были включены актуальные вопросы государственной политики в сфере высшего образования, задачи Федерального УМО в связи с переходом на ФГОС 3++, а также вопросы практического внедрения новых образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ в образовательный процесс вузов.

Открывая заседание, председатель Федерального УМО, декан факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Васильевич Соломонов отметил первоочередную важность решения стоящих перед ФУМО задач по разработке и утверждению новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и примерных основных образовательных программ (ПООП), что обусловило повестку дня мероприятия.

В приветственном слове к собравшимся в зале ректор университета Владимир Михайлович Кутузов подчеркнул, что учебно-методические объединения продолжают быть востребованными в системе высшего образования, перед ними ставятся серьезные задачи, и на многие вызовы участникам заседания придется найти ответы. Владимир Михайлович обратил внимание присутствующих на активное развитие в стране системы независимой оценки квалификаций, рассказал об опыте ЛЭТИ в создании экзаменационного центра и подчеркнул важность взаимодействия вузов и работодателей при разработке стандартов и оценке квалификации выпускников: «Хороший диполь между работодателями и вузами по разработке профессиональных и образовательных стандартов позволит создавать центры оценки квалификаций, базируясь на этом сотрудничестве. Если же это будут две независимые системы, то мы наверняка придем к конфликтам».

Также ректор университета затронул тему цифровой трансформации экономики и связанных с ней изменений в сфере образования: «Система образования становится консервативной и не успевает адаптироваться к технологическому обновлению, поэтому наука и технологии приобретают «подрывной» характер – их внедрение отметает другие, альтернативные технологии».

«В этой ситуации любые стандарты – и профессиональные, и образовательные – становятся консервативными, выступают тормозами на пути быстрой адаптации содержания образовательных программ. Если мы будем учить студентов технологиям, которые окажутся устаревшими, то мы обрекаем их на неконкурентоспособность на глобальном рынке труда. Сегодня стоит задача учить технологиям, которых нет, которые только разрабатываются».

Ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Михайлович Кутузов

В докладе на тему «Об актуализации ФГОС 3++ и ПООП с учетом профессиональных стандартов» помощник ректора ВШЭ, ответственный секретарь рабочей группы Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям (НСПК) по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Александр Александрович Жидков охарактеризовал национальную систему квалификаций, основанную на взаимосвязи ее элементов: профессиональных стандартов, профессионального образования, профессионально-общественной аккредитации и независимой оценки квалификации. Сегодня профессиональные стандарты применяются на всех уровнях регулирования образования – от ФГОС до конкретной программы. Экспертиза на соответствие проектов ФГОС профессиональным стандартам возложена на советы по профессиональным квалификациям и НСПК. Александр Александрович привел статистику экспертизы и утверждения ФГОС по состоянию на ноябрь 2017 года и отметил остро стоящую задачу учета профессиональных стандартов по мере их появления при разработке и актуализации ФГОС – основной проблемой здесь стало существенное затягивание процесса, что затрудняет полноценное применение профстандартов в системе профессионального образования. «Сегодня мы говорим об актуализации ФГОСов, а на самом деле имеем в виду модернизацию всей системы», – отметил докладчик. В числе перспективных задач для ФУМО он назвал: срочную доработку актуализированных ФГОС, согласование их проектов с советами по профессиональным квалификациям; разработку ПООП в соответствии с разработанными ФГОС по макету, предложенному Минобрнауки России, и согласование их проектов с советами по профессиональным квалификациям; дополнение ПООП лучшими практиками по мере их выявления и апробации; поддержание актуального состояния ПООП и их содержательную актуализацию по мере утверждения новых ПС.

«Хочу выразить вашему Федеральному УМО благодарность за ту работу, которая вами проделана. У вас утверждено уже 8 стандартов – это очень хороший результат».

Ответственный секретарь рабочей группы НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Александр Александрович Жидков

С отчетом о работе Федерального УМО за 2017 год выступил председатель ФУМО Александр Васильевич Соломонов. Он ознакомил участников заседания со статистикой актуализации ФГОС ВО по всем областям образования по состоянию на ноябрь текущего года, а также результатами работы ФУМО по разработке и актуализации ФГОС ВО по УГСН 11.00.00: на сегодняшний день утверждены приказами Минобрнауки России 8 новых ФГОС по направлениям подготовки бакалавров и магистров, к четырем остальным претензий нет, представлены в министерство все ПООП. В числе задач на ближайшую перспективу – завершение процесса актуализации ФГОС; разработка, экспертиза и размещение в реестре соответствующих примерных образовательных программ; создание системы методической поддержки вузов при проектировании основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС 3++ и ПООП.

«Примененная нами технология – от разработки и согласования макета стандарта и создания пилотного проекта до разработки конкретного ФГОС по направлению подготовки – позволила нам минимизировать усилия научно-методических советов. Мы успешно справились в срок с той работой, которая была нам поручена. В министерстве к нам претензий по качеству нет».

Председатель Федерального УМО, декан факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Васильевич Соломонов

В своем выступлении заместитель председателя Федерального УМО Артем Юрьевич Грязнов осветил вопросы практического внедрения ФГОС 3++ и ПООП в образовательный процесс вузов и проанализировал возникающие при этом трудности.

Заместитель декана факультета информационных технологий Московского технического университета связи и информатики Анна Вячеславовна Ванюшина в своем выступлении поделилась опытом разработки электронно-библиотечной системы в МТУСИ для подготовки кадров в области инфокоммуникационных технологий. Тема электронно-библиотечного сопровождения образовательного процесса была развита в выступлении доцента кафедры радиоэлектронных средств СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Игоря Ростиславовича Кузнецова, который обосновал целесообразность формирования межвузовской библиотеки электронных образовательных ресурсов основных профессиональных образовательных программ.

Участники заседания также заслушали и утвердили отчет о финансовой деятельности Федерального УМО в 2017 году, который представил А.В. Соломонов.

Заседание продолжилось в формате работы в научно-методических советах по направлениям и специальностям.

По итогам заседания было принято решение одобрить деятельность Федерального УМО за 2017 год как отвечающую требованиям повышения качества, совершенствования структуры ВПО в области электроники, радиотехники и систем связи. В соответствии с решением заседания, научно-методическим советам предстоит разместить примерные основные образовательные программы в ИС «Реестр ПООП», приняв за основу ПООП для направления «Электроника и наноэлектроника». Также признано целесообразным создание отдельного информационного портала ФУМО с интегрированными функциями ЭБС, объединяющей возможности библиотек вузов, имеющих государственную аккредитацию по УГСН 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи.