В ЛЭТИ отметили День военно-морского флота

Профессия, судьба и религия

19 марта в нашей стране ежегодно отмечается День моряка-подводника, учрежденный в 1906 году как день рождения подводных сил России. В честь праздника мы побеседовали с доцентом военной кафедры ЛЭТИ, капитаном 1 ранга В.И. Гучеком.

20.03.2017

19 марта в нашей стране ежегодно отмечается День моряка-подводника, учрежденный в 1906 году как день рождения подводных сил России. Наряду с представителями самой героической и романтической морской профессии, этот день заслуженно считают своим праздником в ЛЭТИ.

Наш университет на протяжении всей своей истории связан с подводным флотом, осуществляя научные разработки и подготовку военных специалистов для подводных сил страны. Сотрудники ЛЭТИ внесли весомый вклад в разработку аппаратуры для подводной связи и освещения подводной обстановки, развитие гидроакустики, совершенствование методов хранения, передачи и обработки информации в РЛС и PHC, разработку автоматизированного радионавигационного комплекса управления исследовательскими судами при проведении геофизических работ.

С 1944 года в ЛЭТИ организована подготовка офицеров запаса для ВМФ. В настоящее время на военной кафедре университета проходят подготовку студенты шести факультетов (ФКТИ, ФРТ, ФЭА, ФИБС, ФЭЛ, ФЭМ) по программам обучения офицеров запаса и матросов запаса для службы на надводных кораблях и подводных лодках.

В числе преподавателей ЛЭТИ есть кадровые офицеры, имеющие опыт службы на кораблях подводного флота ВМФ: проректор по безопасности, кандидат технических наук, капитан 1 ранга запаса Склярский Юрий Александрович; начальник военной кафедры, кандидат военных наук, доцент, капитан 2 ранга запаса Петрович Чеслав Чеславович; доцент военной кафедры, капитан 1 ранга Гучек Валерий Игоревич; старший преподаватель военной кафедры, капитан 2 ранга запаса Кожемякин Олег Владиленович; преподаватель военной кафедры, капитан 1 ранга Полянский Аркадий Петрович.

В преддверии профессионального праздника – Дня моряка-подводника – мы побеседовали с доцентом военной кафедры ЛЭТИ, капитаном 1 ранга Валерием Игоревичем Гучеком.

- Валерий Игоревич, почему Вы выбрали эту профессию и как складывался Ваш профессиональный путь?

- После школы готовился к поступлению в МФТИ на прикладную физику. В то время увлекался техникой – тогда появились транзисторные приемники. А потом решил поступать в училище радиоэлектроники. Поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова в Петродворце, окончил его в 1976 году по специальности «Гидроакустика подводных лодок». С гидроакустикой подводных лодок до сегодняшнего дня связан постоянно. Начал служить командиром гидроакустической группы на подводной лодке стратегического назначения, следующая должность была – командир боевой части. В 1987 году окончил Военно-морскую академию, стал флагманским специалистом дивизии подводных лодок на Дальнем Востоке. Потом стал флагманским специалистом флотилии подводных лодок, куда входило три дивизии. На подводных лодках я прослужил 17 лет, это вместе с работой в штабе.

В 1993 году был назначен начальником кафедры в Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота. Там прослужил 15 лет, готовил командиров подводных лодок по организации системы наблюдений. Мне в жизни повезло – всю свою жизнь я посвятил любимой профессии.

- У моряков принято измерять «чистое» время, проведенное в море – у Вас, наверное, это значительный период? Какая она – жизнь моряка под водой и что Вам запомнилось больше всего?

- Под водой я провел «чистыми» около четырех лет, из них добрую половину – подо льдами Арктики. Основная задача под водой – это несение вахты. Две смены по четыре часа – восемь часов ты сидишь за пультами управления, осуществляешь работу по организации освещения обстановки. В дневное время проводятся тренировки, занятия по специальности, мероприятия, связанные с культурным развитием – концерты, дни специалиста – штурмана, минера, гидроакустика, выпускаются стенгазеты, боевые листки, где выявляются художественные и поэтические возможности личного состава. Такой вот жизнью живут. В то время не было возможности ни фотоаппарат с собой брать, ни послушать музыку. С собой брали фотографии жен, детей. В основном все было отдано несению службы.

Если говорить о романтике, то запомнились походы на Дальнем Востоке – там необыкновенно красивые берега. Хотя обычно мы всего этого не видим.

- А как же знаменитые традиции подводников?

- Те традиции, которые сейчас распространяются на подводном флоте, в то время никто не поощрял. Своеобразное «посвящение» в подводники – это было дело лично каждого. Когда я в первый раз погрузился на подводной лодке – был курсантом 3-го курса, мы сами с ребятами спустились вниз, открутили плафон, налили воды, выпили – матросы сказали «Ну, теперь вы подводники!». В настоящее время посвящение в подводники проводится торжественно в центральном посту лодки под руководством командира – выпивается вода, целуется кувалда, вручается свидетельство от Нептуна.

- У подводника есть особые качества, отличающие его от людей других профессий? Какие из них особенно важны для успешного несения службы?

- У подводника должно быть сильно развито абстрактное мышление, он должен быть романтиком. Если ты попал на подводную лодку – это уже не профессия, это религия. Люди других профессий – учитель, менеджер – могут уйти из профессии. А подводник – если уж ты им стал, то считай, что вся твоя жизнь «прописана».

Чтобы выполнить задачу, нужны, прежде всего, здоровье, спокойствие за семью – уверенность, что дома все в порядке, семья обеспечена материально. Важно морально-психологическое состояние – в советское время для нас много значили комсомол, партия, долг по защите Родины. Если человек заточен на выполнение задачи, то с ним легче работать. И, конечно, уровень специальной подготовки, потому что основа основ – хоть у космонавта, хоть у подводника – это доскональное знание специальности, ощущение того, что ты – профессионал.

- Непростая служба отражается на характере?

- Скорее, не на характере, а на мировосприятии в целом. Подводник воспринимает мир по-другому, иначе, чем все остальные. Потому что он смотрит на него через толщу воды или льда – это как космонавт из космоса – и ощущение всей жизни, которая идет на берегу, нивелируется философским пониманием существования, которое остается с ним на всю жизнь. Оттуда по-другому смотришь на все. Каждое событие, которое происходит на земле, оцениваешь как-то отстраненно, более терпимо. Понимаешь, что этот мир так непознан, а мы в нем – песчинки.

- А еще говорят, что у подводников какое-то особое отношение к дружбе?

- Да, в подводной жизни очень сильно развито понятие дружбы, товарищества, взаимовыручки. Мы до сих пор все дружим, офицеры, держимся до последнего момента, помогаем друг другу во всех вопросах. И свой профессиональный праздник всегда отмечаем вместе, в компании с друзьями.

- Вы много лет занимаетесь преподавательской деятельностью. Чему считаете важным научить будущих матросов и офицеров?

- За это время через мои руки в Академии прошло более 500 человек – будущих командиров подводных лодок. Из них многие стали командующими подводными силами, командующими флотами, заместителями командующих, среди них три Героя России. Сейчас очень приятно видеть результаты своей работы.

В ЛЭТИ не все студенты имеют возможность попасть на военную кафедру, у нас большой конкурс. Отбираем тех, у кого хорошее здоровье, физическая подготовка и – самое главное – отличная успеваемость. Военная специальность сложная, требует больших теоретических знаний. Я занимаюсь со студентами специальной подготовкой, обучаю их работе на сложной электронной технике. Те знания, которые они получают по своей основной специальности, например, изучая радиолокационные или акустические станции, здесь они имеют возможность применить на практике, получая при этом результат. Стараюсь воспитать в них романтику этой специальности, показать, как красива эта гидроакустика, какое удовлетворение приносит профессиональное владение навыками работы с техникой.

- О подводниках снято немало фильмов. На Ваш взгляд, они соответствуют реальности?

- Фильмов на самом деле не очень много и в них много выдумано. Но подводники смотрят эти фильмы. Очень хороший старый фильм был «Командир «Счастливой Щуки». Из современных – пожалуй, «72 метра» можно посмотреть, чтобы получить представление о службе подводника. Но лучше смотреть хронику в YouTube – там выложено много роликов, снятых еще на пленку старыми подводниками – это очень интересно.

- Говорят, среди подводников не редкость семейные династии?

- У генерала сын генерал? (Смеется). Оба моих сына окончили ВМИРЭ по специальности «Радиоэлектроника». Младший сын Сергей – подводник, сейчас учится на классах в Академии, готовится получить диплом старшего помощника командира подводной лодки. Так что будет поддержка.

- Валерий Игоревич, в Вашем лице мы от души поздравляем всех представителей славной и героической профессии с праздником и присоединяемся к ритуальным в среде подводников пожеланиям «За число всплытий, равное числу погружений, и на одно больше!» и «За прочность прочного корпуса!».

- Спасибо!

Досье

Родился 19 ноября 1953 года в г. Уссурийске Приморского края (тогда – г. Ворошилов), окончил среднюю школу в г. Ярославле. В 1976 г. окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. Попова по специальности «Гидроакустика подводных лодок», в 1987 г. – Военно-морскую академию. Служил на Дальнем Востоке. Капитан 1 ранга. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью «За воинскую доблесть» II степени, медалью «Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков», медалью «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов» за достижения в организации обучения и создание новой техники.