"Удачливый дилетант"

Сотрудники Отдела по связям с общественностью провели интервью с успешным выпускником нашего вуза Сергеем Очкуром, в котором он рассказал нам свою историю и секреты своего профессионального успеха.

07.07.2014 77

В конце июня в стенах СПбГЭТУ ЛЭТИ состоялась очередная ежегодная международная конференция «Телевидение: передача и обработка изображений». Каждый год преподаватели и студенты из ЛЭТИ и других вузов представляют в ее рамках свои идеи и разработки.

Одним из постоянных участников этой конференции является Сергей Очкур – выпускник факультета радиотехники и телекоммуникаций ЛЭТИ, ныне работающий в одной из ведущих международных компаний в области разработки перспективных видеокодеков. В то же время Сергей преподаёт на родной кафедре, участвует в университетских научных работах.

Сотрудники Отдела по Связям с Общественностью не упустили возможность после конференции побеседовать с успешным выпускником ЛЭТИ. Сергей рассказал нам свою историю и секреты своего профессионального успеха. В своем рассказе он подчеркивает, что, несмотря на успехи, он все-таки видит себя дилетантом в своей области, считает, что ему есть куда стремиться и указывает на необходимость постоянно учиться и саморазвиваться. 

- Сергей, на каком факультете Вы учились, когда поступили и закончили?

 Я учился на факультете РТ с 2004 по 2010 год, закончил специалитет по направлению "Аудиовизуальная техника". Последующие 3 года провёл на родной кафедре, будучи аспирантом по специальности  "Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения" и, по совместительству, младшим научным сотрудником. Сейчас я сменил состояние "аспирант" на ассистент, хотя сути это не изменило - остался преподавать на кафедре ТВ.

- Всегда ли у Вас был интерес к своей специальности? Осознанно ли поступали конкретно на эту специальность?

Это вопрос сложный для многих, а для меня в особенности. Гуманитарий по складу ума, но с раннего детства я увлекаюсь компьютерами. Всегда мечтал заниматься программированием, но мечта эта изначально была очень далека, небольшим островком видневшаяся за минными полями физики и частоколом математики. Когда я пошел учиться в математический класс, меня выгнали оттуда спустя полтора месяца обучения. В результате пришлось изучать точные науки самостоятельно, параллельно своими силами занимаясь незамысловатым web-программированием/web-дизайном для себя.

В итоге, всё сложилось достаточно удачно, и я поступил в ЛЭТИ. Бесспорно, было сложно в первые годы. В противовес трудностям и неопределённости, в это время я совмещал учёбу со сторонними увлечениями и заработками, отгоняя нехорошие мысли о перспективах этой математической карусели. Уже на четвертом курсе я "проснулся" и начал искать сферы применения тех склонностей и навыков, которые мне удалось на этот момент в себе найти и развить. Одной из таких областей была работа с графическими данными, а именно обработка и кодирование видео.

Чтобы обрести цель-конкретику и форсировать события, я обратился к профессору Цыцулину А.К. за заданием на дипломную работу. Процесс пошёл. Не скажу, что всё было так уж радужно – не раз подводило недостаточное знание математики. Но всё же была существенная разница в том, что я воспринял этот проект как собственное детище, и через 3 месяца первая версия кодека была готова. Эта встреча произошла за полтора года до защиты, поэтому работа над дипломом никогда не была каторгой - я занимался им в свободное время, "музицируя" битами и байтами изображений в своё удовольствие, пройдя почти все возможные ошибки, проработав различные предположения на практике. Могу с уверенностью сказать, что это не имеет ничего общего с распространённой практикой "ваяния" дипломов за 3-4 месяца и последующего причитания по поводу вклада университета в твою жизнь. Инициация зоны интереса и ответственности полностью на совести студента. В этом плане я убеждённый сторонник применения "европейской" модели раннего запуска выпускных проектов.

- Вам, наверное,  было непросто поступить на техническую специальность после гуманитарного класса? Тем более, Вы говорите, что математика дается Вам нелегко.

Во многом я поступил благодаря олимпиаде по программированию. Не уверен, что баллов по математике и физике хватило бы на мой факультет. Ещё в школе я писал вебсайты на языке PHP, и в 11 классе неожиданно для меня работа была оценена довольно высоко - мой главный проект занял на городских гимназических чтениях первое место, затем был диплом первой степени на международной конференции по программированию. В это же время совершенно неожиданно ввели вступительный  конкурс по информатике в ЛЭТИ. Диплом с максимальными баллами дал мне право выбирать между всеми техническими факультетами. Конечно, было большое искушение пойти на ФКТИ. Но моё желание программировать микросхемы, быть ближе к коду прямого управления "железом" представило мне альтернативу в виде захода в эту тематику со стороны ФРТ. Я вознамерился изучить "плоть" - аппаратное обеспечение, а "дух"- программирование - решил вновь оставить на самостоятельное изучение.

- Когда Вы начали работать по профессии?

Для нашей телевизионной кафедры, возможно, в большей степени, чем где-либо на ФРТ, важно полное понимание понятий "информация" и "цифровое представление данных" в их различных аспектах. Вбирать эти сущности первое время мне пришлось на предприятии, занимающемся не радиотехникой, а связью - я проходил практику в "Интелтехе". На предприятии моё желание писать программы поддержали, после чего я остался работать в области сетевых коммуникаций, на некоторое время выпав из профиля видеообработки. Параллельно с выполнением "непрофильной" работы я старался привносить идеи из области своих непосредственных интересов (и прямых обязанностей в рамках дипломного проектирования). По мере того, как результаты диплома материализовывались в работающий код, это начало находить отклик. Так мне удалось впервые попробовать обработку сетевого видео, пересобрать дипломный видеокодек 3D-DCT для оптимальной работы на встраиваемой системе и многое другое. Перевод теоретических идей на инженерный стол привел к раннему знакомству с реалиями – например, столь желанные проекты необходимо было переносить на операционные системы реального времени. Так наладился мост между академическими изысканиями и производственными нуждами.

- Чем Вы сейчас занимаетесь? Как к этому пришли?

Сейчас я работаю в компании Vanguard Video, одной из ведущих мировых компаний в области кодирования видео, разработчика популярных реализаций кодека H.264 и кодека нового поколения H.265/HEVC. Сюда я пришёл работать сразу после работы в "Интелтехе". Изначально было весьма непросто: ритм работы и цена ошибок в западной компании существенно выше. Первое время меня спасали достаточно обширные знания в области встраиваемых систем, кроссплатформенного программирования в ОС Linux/Android, которые были некоторым преимуществом, благодаря которому я вошёл в коллектив разработчиков. Далее я скорейшим образом прикрывал дыры в математическом аппарате (что и делаю до сих пор), который потребовался в очень серьёзной степени. Несколько позже я существенно расширил свою специализацию в смежных областях, работал на комплексных проектах, имеющих большой вес для видеоиндустрии в целом.

Порой приходилось трудиться над 3-4 проектами одновременно, удерживая в голове их тонкости и детали. Это очень интересно, но требует погружения в тематику и постоянного самообучения. Нужно много читать и быть в курсе всех последних новостей в своей области. Стоит допустить застой даже на три-четыре месяца, упустить выход новой техники или нового программного стандарта и результаты работы становятся неконкурентоспособны. 

- Каковы Ваши достижения в профессиональной деятельности? Может быть, Вы что-то изобрели, разработали?

У каждого свои планки – для себя первой своей значимой победой считаю победу над собой, а именно доведение до ума первой серьёзной разработки с "чистого нуля", то есть упомянутого выше дипломного видеокодека. Какая бы ни была предметная область - собрать пускай и примитивный, но механизм, в котором есть почти все стадии общего цикла для твоей индустрии, дорогого стоит, и многие дальнейшие разработки я аккуратно примерял и на первое детище, таким образом имея возможность посмотреть на новые алгоритмы и решения с альтернативной точки зрения.

В университете значимым для себя считаю НИР по высокопроизводительным вычислениям на основе графических ускорителей (GPGPU). Этот грант в 2011 году позволил мне немного заглянуть в будущее гибких скоростных программных кодеков, в направлении которых сейчас медленно, но верно движется весь рынок видеоуслуг. Также, по линии научной работы есть несколько государственных свидетельств о регистрации моих разработок.

Среди успехов в рамках рабочей деятельности можно отдельно отметить первую в мире 10-битную программную реализацию кодера H.265 реального времени, в которую прошлой весной нашей командой было вложено достаточно много сил.

- Нравится ли вам Ваша работа?

Определённо нравится. Здесь достаточно свободы – её ровно столько, сколько я могу взять. Не верьте, когда вам говорят, что техническая специальность - это превращение человека в подобие винтика. Эта модель в современном обществе в равной мере справедлива и для любого работника творческой профессии. Мы все порой ощущаем на себе давление, которое может свести на нет наши начинания, в случае, если их прочность недостаточна. Тут вопрос лишь в том, готовы ли вы сами получать удовольствие от нетривиальных решений в ограниченных условиях и, почувствовав нужный момент, покинуть навязанную систему координат, разработать что-то новое, переосмыслить подходы к старому на основе новых техник. Говоря об этом, вспоминаю, что, по собственному желанию, доводилось неоднократно ночевать в офисе, но не могу сказать, что это было чем-то из ряда вон выходящим. Я в принципе нередко использую практику выведения себя в непривычные ситуации для получения нового опыта, преодоления сложных барьеров напором за счёт активации внутренних резервов. Сейчас в такой форме это уже не практикую, но такой подход сыграл свою роль.

Вообще, почти в любом деле вам пойдут навстречу, если вы готовы реализовать что-то новое и ваш накопленный опыт этому гарант. Это нередко лишь вопрос богатства вашего профессионального чутья и базовой дипломатии. Невозможно делать это постоянно, но не делать этого вообще для человека, на мой взгляд, недопустимо. Без этого, местами рискованного, творческого процесса, личностного волеизъявления, работа действительно превращает человека в тот самый винтик.

- Каковы Ваши рабочие планы на будущее?

По основному месту работы мне бы хотелось в серьёзной мере переосмыслить область моих интересов, понять, куда движется индустрия и как, помимо основной рабочей деятельности, реализовывать свои проекты в робототехнике. Мне сильно повезло в том, что область компьютерного зрения крайне фрагментирована в области применения и разнообразна в формах своего влияния на повседневную жизнь. Эти технологии находятся на стыке большого количества отраслей, включая биологию, работа здесь ведётся уже на уровне наблюдений за синергетическим процессом слияния самых разных теорий, всё более повсеместного заимствования подходов. Это требует нового взгляда на вещи и восходит к более фундаментальным вопросам. Так, поиски решений незаметно приводят к классическим учениям философии, а подсказки можно встретить даже в художественной литературе, музыке и изобразительном искусстве. Из каторги труд превращается в инструмент самопознания. Кроме того, эти процессы также являются частью приобщения к общей семье предшественников, c мыслями и биографиями которых ты неизбежно сталкиваешься в различных формах. В посильной мере принять их эстафету - это те вещи, которые делают утро дождливого понедельника светлее.

По работе в университете, в моих планах проработка сквозного курса по своему направлению: уже готов начальный курс программирования графики на C/C++ (разрабатывался совместно с Екатериной Угримовой), который я вёл у первокурсников. На стадии завершения разработка обновлённого курса "видеоинформационные системы" для бакалавров. В более далёком будущем планирую также создание свободного курса по оcновам компьютерного зрения для магистров. Всё, конечно, по мере собственной готовности преподнести это в удобной форме.

Черты современного поколения определённо требуют серьёзных усилий по адаптации учебных программ, в частности, в области визуальных образов и области применения. Будущий сквозной курс, на мой взгляд, хорошо дополнит классическую схему обучения, позволяя передать студенту на ранних этапах знания, активизирующих творческий процесс в мере, соответствующей развитию его технических знаний. Дефицит творчества в текущей схеме очень высок, и это имеет прямой отклик в слабой мотивационной базе студента. Чтобы как-то поддержать запал, я, по мере возможности, с радостью консультирую заинтересованных вчерашних первокурсников на предмет графического программирования, наблюдая, как отдельные студенты делают первые самостоятельные шаги в области кодирования информации. В каких-то вопросах мы разбираемся вместе с ними. Надеюсь, что такие более ранние начинания дадут свои плоды в виде серьёзных будущих выпускных проектов.

- Часто ли Вам удается при довольно плотной занятости участвовать в конференциях?

Ежегодно я участвую как минимум в трёх-четырех конференциях, иногда выезжаю на научные мероприятия в Европу. Время от времени я подаю заявки на общероссийские гранты, на базе которых делаю необходимые мне исследования. Но это всё обычная сторона жизни любого аспиранта, тем более, что на конференции я начал ходить еще на четвертом курсе. Дело уже привычное. Главное, следить за тем, чтобы количество работы, пускай и интересной, не превышало физические возможности.

- Помогли ли знания, полученные в ЛЭТИ, в достижении профессиональных успехов?

Да, хочется отметить существенное содействие и поощрение самостоятельных шагов в сторону изучения, общую доброжелательную атмосферу, в особенности на кафедре ТВ. Это поддерживает и вдохновляет в трудные моменты.