В ЛЭТИ обсудили математическую подготовку инженеров

В ЛЭТИ обсудили математическую подготовку инженеров

16-17 февраля в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» состоялась I международная конференция «Современные технологии математической подготовки студентов инженерных специальностей – MetaMath».

20.02.2017

Мероприятие состоялось в рамках проекта MetaMath, являющегося частью программы сотрудничества европейских университетов TEMPUS.

Его целью является повышение качества инженерного образования в России за счет модернизации учебных программ в области математики. Кроме СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в проекте участвуют еще четыре российских вуза – Университет Лобачевского (г. Нижний Новгород), МГУ им. Н. П. Огарёва (г. Саранск), ТвГУ (г. Тверь), КНИТУ-КАИ (г. Казань), а также четыре зарубежных университета: Саарский университет (Германия), Технологический университет Хемнеца (Германия), Университет Клода Бернара Лион I (Франция) и Университет технологий г. Тампере (Финляндия). Также участником MetaMath является Ассоциация инженерного образования России (АИОР), очередной съезд которой состоялся в день проведения конференции.

Открывая пленарное заседание, ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Михайлович Кутузов поделился своим видением роли математики в работе инженеров: «Любые фундаментальные дисциплины очень важны для того, чтобы в течение всей жизни инженеры могли совершенствовать свою профессиональную подготовку. Математика помогает заниматься не только инженерной деятельностью, но и бизнесом, творчеством и даже политикой». Также ректор рассказал, что в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» математика всегда была и останется основой основ инженерной подготовки.

Президент МИРЭА, первый вице-президент АИОР Александр Сергеевич Сигов подчеркнул, что  проблема математического образования является ключевой в развитии российской инженерной школы. По его мнению, существующие курсы по математике необходимо расширить.

Президент АИОР Юрий Петрович Похолков в приветственном слове отметил приоритетную задачу математики в формировании культуры будущих инженеров.

Затем представители вузов, участвующих в проекте MetaMath, рассказали о его целях, подходах к решению поставленных задач и результатах трехлетней работы. Координатор проекта, руководитель лаборатории интеллектуальных технологий обучения Немецкого центра искусственного интеллекта Сергей Сосновский в своем докладе отметил, что современное инженерное образование должно отвечать глобальным изменениям. В связи с этим одной из ключевых задач проекта является работа по улучшению восприятия студентами учебного материала. Также спикер озвучил основные проблемы математического образования в российских вузах: отсутствие обмена с международным сообществом и слабый уровень информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Профессор математического факультета университета технологий г. Тампере (Финляндия) Сеппо Похолайнен провел сравнительный анализ курсов по математике для инженеров в России и Европе. По его словам, российское образование предполагает большее число учебных часов в неделю, широкий охват тем и углубленный уровень изучения. При этом в Европе акцент сделан на практическом применении математики, в то время как в России приоритет отдан доказательствам теорем.

Доцент кафедры прикладной математики МГУ им. Н. П. Огарёва (г. Саранск) Алексей Олегович Сыромясов рассказал о модернизации курсов по математике в российских университетах при помощи системы управления обучением Moodle, а также платформ TAO Testing и MathBridge.

Профессор университета Клода Бернара Лион I (Франция) Кристиан Меркат представил подробные результаты исследования оценки модернизированных курсов математики в вузах, участвующих в программе MetaMath. Декан факультета информатики Технологического университета Хемнеца (Германия) Хардт Вольфрам Дитрих рассказал о восприятии математического образования Евросоюза российскими студентами. Заместитель директора Института информационных технологий математики и механики университета Лобачевского Олег Анатольевич Кузенков рассказал о том, как проект MetaMath  влияет на реформу высшего образования в России.

Далее состоялись выступления приглашенных лекторов: заслуженного профессора СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Игоря Германовича Мироненко, профессора СПбГУ Николая Александровича Вавилова, и.о. директора Института прикладных математических исследований РАН Владимира Викторовича Мазалова. В ходе панельной дискуссии на тему «Математическое образование современного инженера» участники сошлись во мнении, что инженерам нужна такая математика, которая будет востребована в их профессии. Кроме того, содержание и методика преподавания математики нуждаются в кардинальном изменении на всех уровнях образования. В частности, как считает В.В. Мазалов, студентам нужно чаще демонстрировать примеры применения математики в решениях современных проблем.

Работа конференции продолжилась в формате секционных заседаний по темам «MathBridge – среда для поддержки обучения математике», «Модернизация инженерного математического образования» и «Технологии обучения и тестирования математике».

Фотогалерея