В ЛЭТИ обсудили содержание, технологии и качество современного образования

В ЛЭТИ обсудили проблемы современного образования

21 апреля в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» состоялась XXIII международная научно-методическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество», в которой приняли участие ученые, преподаватели вузов из России, Республики Беларусь, Германии и Китая, представители российского бизнеса.

02.05.2017

21 апреля в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) состоялась XXIII международная научно-методическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество», в которой приняли участие ученые, преподаватели вузов из России, Республики Беларусь, Германии и Китая, представители российского бизнеса.

Организаторами ежегодной конференции выступили: Министерство образования и науки РФ, Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Международная академия наук высшей школы, Ассоциация инженерного образования России, Технический университет Ильменау (Германия), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (г. Минск, Республика Беларусь), Пекинский политехнический институт (Китай), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, АО «НИИ «Вектор», ООО «Технолит».

Открывая конференцию, с приветственным словом к ее участникам обратился проректор по учебной работе Владимир Николаевич Павлов: «Сегодня мы хорошо понимаем, что наши студенты изменились, изменилась школа, изменились амбиции обучающихся, изменилась наука, изменились подходы к образованию. Но по-прежнему актуальным остается вопрос: что есть качественное образование? Сегодня важно, как сделать наше образование лучше, адаптировать его к современным условиям. Надеюсь, на этой конференции в ходе дискуссий удастся определить подходы, которые позволят найти ответы на ключевые вопросы и приблизиться к их решению». От имени администрации вуза Владимир Николаевич поблагодарил за открытость и готовность поделиться своими наработками как российских ученых и педагогов, так и участников из зарубежных вузов-партнеров.

Затем В.Н. Павлов огласил приветственную телеграмму к участникам конференции от депутата Государственной Думы, члена-корреспондента Российской академии наук Гаджимета Керимовича Сафаралиева: «Нынешняя конференция – это масштабное событие. Оно объединило ведущих представителей современного образования. Уверен, что основная цель конференции будет достигнута. Желаю всем участникам конференции эффективной творческой работы, новых идей и делового сотрудничества».

С пленарным докладом на тему «Вариативное образование – стратегия развития вуза» выступил Николай Владимирович Лысенко, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой ТВ СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В докладе была дана характеристика основных мировых трендов развития высшего образования, в числе которых – информационная открытость, интернационализация, сетевое взаимодействие, интеграция науки, промышленности и образования, а также вариативность и мобильность. Николай Владимирович рассказал об опыте реализации вариативной составляющей подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в ЛЭТИ, а также обратил внимание участников заседания на новые задачи обучения, в том числе необходимость овладения основами знаний в смежных областях науки, техники и технологий, междисциплинарность подготовки, которая позволяет обеспечить многомерное движение личности в образовательном пространстве.

Оживленную дискуссию вызвал доклад проректора по образовательной деятельности Санкт-Петербургского горного университета Вадима Анатольевича Шпенста на тему: «Основные направления формирования системы непрерывного профессионального образования инженеров на примере минерально-сырьевого комплекса России». Каковы основные причины недостаточной эффективности современного высшего технического образования и какими видятся пути преодоления его системных недостатков, какова роль педагога в современных условиях, какие функции возложены на опорные вузы с точки зрения инновационного развития регионов – ответы на эти и другие глобальные вопросы пытались найти участники пленарного заседания.

Заведующий кафедрой систем телекоммуникаций Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Виктор Юрьевич Цветков в своем докладе представил опыт разработки учебных планов специальностей инфокоммуникационного направления на основе классификации информационных услуг и процессов в БГУИР (г. Минск, Республика Беларусь).

Также в рамках пленарного заседания были заслушаны доклады об итогах реализации проекта организации интенсивного обучения углубленному курсу физики в бакалавриате Университета ИТМО в рамках проекта «5–100»; институциональном развитии системы дополнительного образования в условиях четвертой промышленной революции на примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; модернизация образовательной структуры высшего учебного заведения на примере Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (г. Челябинск, Россия).

После обеда работа конференции продолжилась в рамках секционных заседаний, на которых были рассмотрены проблемы подготовки инженерных кадров в российской системе образования по приоритетным направлениям развития экономики; вопросы международного образовательного сотрудничества вузов России, экспорта образовательных услуг; общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации выпускников, а также особенности профориентационной работы и приема в вузы и проблемы социализации студенчества в современном мире.

В числе тем конференции также были проблемы повышения качества подготовки специалистов и психолого-педагогические аспекты профессионального образования. Работа отдельной секции была посвящена перспективным технологиям обучения и электронным образовательным ресурсам.

Тезисы докладов участников опубликованы в сборнике материалов научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество».