Запрет на курение

Внимание! Запрет на курение.

С 1 июня вводится полный запрет на курение табака на территории университета.

27.05.2013

В целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье обучающихся и работников университета и в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 23.03.2013 № 15-Ф3 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" приказом ректора
с 1 июня 2013 года запрещается курение табака на территории университета, включая крыльца внешних входов со стороны прилегающих улиц, а также в учебных и других зданиях университета.

С 1 июня 2014 года вводится полный запрет курения табака в студенческих общежитиях университета и иных помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг. До введения полного запрета курение разрешается в специально выделенных местах.

Дежурная служба университета будет производить постоянное патрулирование территории в целях обеспечения контроля за выполнением работниками и обучающимися требований по запрету курения на территории университета.

 


Информационное сообщение о Федеральном законе от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ направлен на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака, принят в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия этих факторов с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Одно из требований Рамочной конвенции ВОЗ, принятой 21.05.2003 г. – это запрет на курение в определенных местах, подписав данную конвенцию в 2008 г., Россия подтвердила свое согласие с мерами, изложенными и предусмотренными в рамках этой конвенции, которые должны принимать государства-участники.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2008 г.) «Об ограничении курения табака», который утратит силу 01.06.2013 г. (ст. 24 Федерального закона № 15-ФЗ), стал одним из первых законодательных актов, регулирующих правовые основы ограничения табакокурения.

В еще действующем законе есть особенность, которая отличает его от подобных Законов, принятых в других странах и касается она ответственности за несоблюдение требований Закона, «…нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством».

Но, на сегодняшний день, наказания курильщиков практически не применяются, а работодатели имеют возможность уйти от ответственности в связи с несовершенством самого закона и «лазейкам» в Кодексе об административных правонарушениях, меры которых должны касаться и курильщиков, и тех, кто допускает курение на своей (или арендованной) территории.

Несмотря на всю объемность мер, изложенных в действующем «антитабачном» законе, в российском обществе к курению относятся как к привычке, имеющей отношение только к самому курящему, меры против курильщиков мягки и недостаточны, особенно с учетом того, что в стране взят твердый курс на уменьшение объемов курения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 1563-р утверждена «Концепция осуществления политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы», в которой четко прописаны все меры, которые будут приняты в целях снижения потребления табака и табачных изделий в РФ.

Положения Концепции соответствуют аббревиатуре «MPOWER», которая включает предложенные ВОЗ меры по снижению курения, такие, как:

  • мониторинг уровня потребления табака в стране, и, по результатам мониторинга, создание особой стратегии по предупреждению и снижению табакокурения;
  • запрет курения в общественных и рабочих местах с целью уменьшения пассивного, а также для того, чтобы не вызвать желание закурить у детей и подростков;
  • возможная помощь в борьбе против курения;
  • активная работа по распространению знаний об опасности табака;
  • категорический запрет на рекламу табачных изделий любого типа и на любых носителях, запрещение явного или скрытого стимулирования продажи, запрет на спонсорство со стороны производителей табачных изделий и табачных марок;
  • максимальное повышение налогов на табачные изделия.

Таким образом, российское общество вполне подготовлено к принятию нового закона, тем более что отдельные его моменты уже реализовывались в соответствии с требованиями международной Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Новый Федеральный закон № 15-ФЗ вступит в силу с 01.06.2013 г. (ст. 25 закона № 15-ФЗ), за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Важно!

Федеральным законом от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ установлены:

  • общие понятия и принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
  • полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
  • права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
  • запреты на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;
  • ценовые, налоговые и организационные меры по сокращению спроса на табачные изделия и ограничению торговли ими;
  • запреты на рекламу и спонсорство табака;
  • меры медицинской помощи гражданам, направленные на лечение табачной зависимости.

1. В законе, прежде всего, обращают на себя внимание пункты, касающиеся медицинской помощи курящим, так в ст. 5 «Полномочия федеральных органов государственной власти», ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в ст. 7 «Полномочия органов местного самоуправления» указаны полномочия и виды деятельности, которые эти органы должны осуществлять в части помощи курящим гражданам.

Власти всех уровней, в соответствии с законом, теперь обеспечивают оказание «гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья».

Отдельно прописаны и права граждан на оказание квалифицированной медицинской помощи, об этом говорится в ст. 17 «Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака».

Теперь в законе обозначена возможность обратиться в медицинские учреждения, где «лечащий врач обязан дать пациенту… независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана».

Может быть получена «медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака», в п. 2. ст. 17 сказано, что помощь оказывается «медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения», а оплата всех видов помощи ведется «в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», т.е. по полисам ОМС.

2. В новом законе подробно указаны места, где теперь сигареты и другие табачные изделия под запретом, в соответствии со ст. 12 закона к таким местам отнесены территории и помещения следующих объектов:

  • образовательные, культурные, спортивные, молодежные, медицинские, реабилитационные учреждения, объекты санаторно-курортных услуг;
  • пассажирские поезда и суда дальнего следования, воздушный транспорт, а также все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения;
  • пассажирские платформы пригородных поездов, территории ближе, чем в 15 метрах от входов и в помещениях вокзалов всех видов, аэропортов, портов, на станциях метрополитенов;
  • общежития, хостелы, отели, гостиницы, другие помещения временного проживания;
  • объекты торговли, в том числе рынки и нестационарные точки, помещения объектов бытовых услуг, общественного питания, рынков, нестационарных торговых объектах;
  • помещения социальных служб;
  • здания и помещения органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления;
  • рабочие места в помещениях;
  • лифты и в помещения общего пользования многоквартирных домов;
  • детские площадки и пляжи;
  • следственные изоляторы, помещения мест отбывания наказания;
  • автозаправки.

К этому перечню целесообразно добавить объекты, содержащиеся в п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

В п. 14 Правил курение запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

Там, где курение запрещено, согласно закону, обязательно должны быть размещены соответствующие предупреждающие надписи и рисунки, для курящих должны быть специально выделенные места на открытом воздухе или на объектах в специально оборудованных, изолированных помещениях, где обязательно наличие системы вентиляции.

Курить на лестничных площадках многоквартирных домов и под козырьком подъезда теперь также нельзя, п. 2 ст. 12 предусматривает курение только в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые также должны быть оборудованы системой вентиляции.

3. Попали под запрет и электронные сигареты, хотя прямо об этом нигде в законе не говорится, как нет и соответствующих разъяснений в первой части закона (основные понятия), но согласно ст. 16 «в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами».

4. Законодатели, разрабатывая статьи закона о ценовой политике в отношении табачных изделий, заложили все предстоящие расходы на медицинско-профилактическую работу и кампании по предупреждению распространения курения в будущие ценовые регламенты, в соответствии со ст. 13 закона будут подняты акцизы на табачные изделия, а также предприняты другие меры государственного воздействия на уровень цен на табачные изделия всех видов.

Согласно положению закона «минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям».

Иначе говоря, будет установлена минимальная планка стоимости табачных изделий, и в с соответствии с этим законом, установлена она будет в размере 75% от максимальной стоимости сигарет и других видов табачной продукции.

Устанавливать уровень цен будут в соответствии с Налоговым кодексом РФ органы государственной политики и нормативно-правового регулирования бюджетной и налоговой деятельности.

5. Законом введен запрет на курение и потребление табачных изделий несовершеннолетними, в числе мер, предупреждающих ранее курение, включены ограничения по демонстрации курения с телеэкрана, процесс курения и собственно табачные изделия запрещены к показу как в детских, так и во взрослых фильмах, передачах, других произведениях (за единственным исключением, когда вышеперечисленное является неотъемлемой частью художественного замысла или включено в демонстрацию произведения о вреде курения).

6. С 01.06.2014 г. продавать табачные изделия нельзя будет в киосках, небольших магазинах, многих других привычных местах, разрешена торговля ими лишь в крупных магазинах и торговых павильонах, имеющих торговый зал.

Поштучная, выездная и развозная торговля табачными изделиями будет запрещена, на прилавках пачки или их образцы или другие виды продукции, имитирующей сигареты выставлять будет нельзя, как запрещена торговля табачными изделиями через систему торговых автоматов.

В целом, в обществе принятие закона оценивается позитивно, согласно последним исследованиям ВЦИОМ, 45% россиян за этот закон целиком и полностью, 49% хотели бы смягчения некоторых пунктов, верят в эффективность закона 47% опрошенных, сомневаются, что закон подвигнет людей бросать курить 46%, запрет курения в общественных местах поддержали 76% респондентов, а запрет рекламы и спонсорства 79%.