3.2. Уровни организации и управления воспитательной работой

Для проведения воспитательной работы университет располагает следующими возможностями и ресурсами:

  • специализированными структурными подразделениями с соответствующими штатными расписаниями и специалистами (управление по воспитательной и социальной работе; в том числе центр культурно-воспитательной работы, отдел по спортивной и оздоровительной работе, специализированные кафедры (кафедра физического воспитания и спорта, военная кафедра, кафедры гуманитарного факультета), отдел по связям с общественностью, редакции средств массовой информации и другие,  положения которых предусматривают воспитательную деятельность со студентами, а также общественные объединения вуза;
  • помещениями и оборудованием для организации и проведения культурно-массовых, спортивных и других мероприятий;
  • финансовыми средствами из бюджетных и внебюджетных источников в составе общей сметы университета.

Воспитательная работа в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализуется на трех уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры.


На уровне вуза

Стратегию и приоритеты воспитательной деятельности в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» определяет ректор (первый проректор) и Учёный совет. Учёный совет утверждает Концепцию воспитательной работы, ректор (первый проректор) утверждает Положение о воспитательной работе, программу и Календарный план воспитательной работы.

Координацию воспитательной работы в вузе осуществляет проректор по работе со студентами и социальным вопросам. Он координирует воспитательную работу преподавателей и структурных подразделений вуза, осуществляет подготовку научно-методических рекомендаций и предложений по совершенствованию воспитательной деятельности, организует обмен практическим опытом воспитательной работы со студентами.

Непосредственное управление и организационное обеспечение воспитательной работы в университете осуществляет управление по воспитательной и социальной  работе, действующее на основании соответствующего Положения..

Для координации воспитательной работы по отдельным направлениям в университете создаются дополнительно общественные комиссии или советы (по научно-исследовательской деятельности студентов, по работе с первокурсниками, по профилактике правонарушений и др.)

Советы и комиссии осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.

Планирование и организация  работы с первокурсниками по вопросам адаптации студентов к новым для них по сравнению со школой условиям учебы, взаимоотношений в коллективе, бытовым условиям и другим проблемам организуется как на уровне вуза,  так и на уровне факультета.

К каждой группе первого курса прикрепляется куратор из числа студентов - старшекурсников.

К работе со студентами, поселенными в общежития университета,  привлекаются службы социологического и психологического сопровождения учебного процесса, дежурная служба вуза, профком студентов и аспирантов и другие подразделения.


На уровне факультета

На уровне факультетов воспитательная работа со студентами проводится на основе плана, утвержденного на совете факультета. Руководит воспитательной работой на факультете декан факультета.

Для координации и организации воспитательной работы на факультете по представлению декана назначается  заместитель декана по воспитательной работе (из числа профессорско - преподавательского состава) или помощник декана по воспитательной работе (из числа сотрудников факультета, имеющих высшее профессиональное образование), либо одному из действующих заместителей декана по учебной работе поручаются соответствующие функции по организации на факультете воспитательной работы.

Заместители декана по воспитательной работе (помощники декана по воспитательной работе) назначаются и освобождаются в соответствии с законодательством о труде, подотчетны декану факультета и могут входить в состав Совета (комиссии Учёного совета) по воспитательной работе вуза.

Заместители декана по воспитательной работе (помощники декана по воспитательной работе) осуществляют:

  • реализацию основных направлений воспитательной работы на факультете, разработку программы и планов воспитательной работы с учетом мнений профессорско-преподавательского коллектива, а также мнений студенческого актива;
  • изучение и анализ информационных материалов о студентах-первокурсниках (результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с первокурсниками), формирование на этой основе студенческих групп, ознакомление студентов с Уставом, структурой, историей и традициями вуза, с правами и обязанностями студентов, правилами поведения в вузе и студенческих общежитиях;
  • изучение государственных стандартов, учебных планов с целью выявления их воспитательного потенциала и возможностей использования в воспитательной работе учебных курсов по гуманитарному и социально-экономическому блокам, естественно-научным и технико-технологическим дисциплинам;
  • развитие взаимодействия преподавателей факультета и представителей общевузовских подразделений с целью повышения эффективности воспитательной работы в студенческой среде;
  • формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций вуза;
  • работу по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни;
  • информирование студентов и сотрудников о воспитательной работе факультета (в том числе через информационные стенды);
  • содействие работе студентов-кураторов учебных групп, органов студенческого самоуправления, иным самодеятельным объединениям студентов, осуществляющих деятельность на факультете, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;
  • разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию системы воспитательной работы, ее финансового и кадрового обеспечения, подготовку локальной нормативной документации по организации воспитательной работы на факультете;
  • организации обязательного прохождения студентами флюорографического осмотра, медицинского осмотра (при проведении плановых медицинских осмотров), информирование  студентов о возможностях участия в программах иммунизации, реализуемых в университете;
  • внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований;
  • проведение анализа и контроля воспитательной работы на факультете, распространение передового опыта работы других факультетов и вузов;
  • участие в разработке и проведении общевузовских мероприятий, согласование программ и планов воспитательной работы;
  • подготовку предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни факультета;
  • иную деятельность для реализации целей и задач воспитательной работы с обучаемыми, в том числе посредством взаимодействия с их родителями.

На уровне кафедры

На уровне кафедры организацией воспитательной работы со студентами учебных групп руководит заведующий кафедрой. Для координации и организации воспитательной работы на кафедрах могут быть назначены заместители (помощники) заведующих кафедрами по воспитательной работе. Заведующим выпускающей кафедры назначаются кураторы академических групп.

Заместители (помощники) заведующих кафедрами по воспитательной работе назначаются из числа профессорско - преподавательского состава. Их основные функции следующие:

  • формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций кафедры, факультета, вуза;
  • организация работы по пропаганде и распространению физической культуры и здорового образа жизни;
  • информационное обеспечение студентов и сотрудников кафедры (в том числе через информационные стенды);
  • внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований;
  • проведение анализа и контроля воспитательной работы на кафедре, распространение передового опыта работы других подразделений;
  • участие в разработке и проведении общевузовских мероприятий, согласование программ и планов воспитательной работы;
  • организация работы кураторов академических групп.

Организация работы куратора академической группы осуществляется на основании утвержденного в вузе Положения о кураторе.

Основными направлениями работы куратора являются:

  • изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях;
  • изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
  • знакомство студентов с организацией учебного процесса, уставом вуза, правилами проживания в общежитии, правилами внутреннего распорядка вуза, правами и обязанностями студентов;
  • обеспечение реализации задач воспитательной работы в группе;
  • работа по адаптации студентов к системе обучения в университете;
  • оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно - исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;
  • информирование заведующего кафедрой, преподавателей кафедры об учебных делах в студенческой группе, о запросах, нуждах студентов.

В организации воспитательной работы на факультете непосредственно участвуют: декан, заместители декана (помощники), курирующие социальные и воспитательные вопросы, заведующие кафедрами и их помощники, кураторы академических групп, а также общественные объединения обучающихся и работников на факультете.

Информационную поддержку воспитательной работе обеспечивают Отдел по связям с общественностью университета, вузовские СМИ, сайт университета.