Профилактические мероприятия через информирование граждан, коммуникационные кампании

Одним из важнейших направлений работы по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции является информирование населения через проведение масштабных коммуникационных кампаний.

В настоящее время эта работа проводится на уровне субъектов Российской Федерации, согласно их полномочиям, – с использованием информационного ресурса местных СМИ и телеканалов. Разработанные в регионах рекламные материалы не всегда связаны общей концепцией, лишены единого стиля, что затрудняет их узнаваемость, не имеют комплексного подхода и не всегда правильно ориентированы относительно целевых групп. В 2013 и 2014 годах на эти цели в виде субсидий регионом предоставлялось по 160 млн. рублей, в 2015 – 370 млн., в 2016 – 329,58 млн. рублей.

В 2015 г. Министерством здравоохранения РФ принято решение существенным образом усилить федеральный компонент коммуникационной кампании, с учетом опыта предыдущих лет (90-х – 2000-х годов на этапе развития эпидемиологической ситуации в стране). На эти цели в 2015 г. было потрачено около 22 млн., а в 2016 планируется направить 162 млн. рублей.

Проведенное исследование по изучению информированности населения Российской Федерации о проблематике заболеваемости ВИЧ/СПИД и вирусными гепатитами показало низкий уровень информированности граждан по данной теме.

В целях повышения уровня информированности граждан Российской Федерации по вопросам профилактики ВИЧ и вирусных гепатитов В и С были проведении масштабные информационные кампании в наиболее пораженных регионах.

В 2015 году кампания была в основном ориентирована на 5 наиболее пораженных регионов (Екатеринбург, Тюмень, Самара, Иркутск, Кемерово). На 22  телеканалах в общей сложности было размещено 3 504 видеоролика, 57% из которых вышли в прайм-тайм, общим хронометражем 876 минут. В итоге ролики увидели 57-80% зрителей телеканалов.

Были созданы и размещены программы, сюжеты, рубрики на общероссийских и региональных телеканалах. На телеканалах Россия 24, ТВ Центр, Рен ТВ, МИР вышло 13 программ хронометражем 75 минут. В  регионах было задействовано 17 телеканалов, создано 20 оригинальных информационных материалов общим хронометражем 382,5 минуты. Созданные  материалы показаны 103 раза, итоговый хронометраж размещения составил  1898 минуты.  

Три «вирусных» ролика на видеохостинге Youtube.com посмотрели 1 161 693 раза.

Посещаемость Интернет-портала o-spide.ru в 2015 г. составила более 60 000 посетителей в месяц, или 720 000 посетителей в год. На сайте было опубликовано более 200 профессиональных статей, 50 интервью.

24 ноября был проведён Первый Форум для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа, который посетило более 150 экспертов из 62 регионов.

1 декабря 2015 года в Москве во Всемирный день борьбы со СПИДом состоялся Всероссийский День тестирования на ВИЧ, в котором приняли участие многие звезды телевидения (в частности, В. Познер).

В 2016 году проводится комплексный коммуникационный проект, направленный на широкую аудиторию граждан от 18 лет и старше, а также дальнейшее развитие Интернет-портала.

В рамках проекта реализуются масштабные мероприятия с использованием различных каналов коммуникации:

  • прямая реклама на телевидении не менее 3 месяцев с фиксированным размещением, не менее 65% в прайм-тайм,
  • телевизионные программы, сюжеты и рубрики общим хронометражем около 400 минут,
  • документальный фильм на общероссийском обязательном общедоступном телеканале,
  • специальный проект общим объемом размещения не менее 230 показов на каждом из 4 общероссийских телеканалов,
  • 2 интернет-проекта на ключевых интернет - ресурсах продолжительностью не менее 1 месяца каждый с охватом не менее 80 000 уникальных пользователей,
  • интегрирование темы профилактики ВИЧ/СПИДа в массовое развлекательное мероприятие посещаемостью 15 000 человек с созданием сюжетов на общероссийском телеканале;
  • акции, приуроченные к Всемирному дню борьбы со СПИДом и итоговая программа на обязательном общедоступном телеканале, с прямыми включениями из 3-х регионов в режиме телемоста, посвященного обсуждению темы ВИЧ-инфекции.

В целях повышения информирования населения о профилактике ВИЧ и вирусных гепатитов В и С в 10 городах  России (Иркутск, Кемерово, Барнаул, Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Уфа, Саратов, Казань и Нижний Новгород) проведена масштабная коммуникационная кампания Министерства здравоохранения Российской Федерации. В местах проведения акции, были организованы временные кабинеты тестирования, где все желающие смогли: пройти бесплатное, анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию, узнать свой ВИЧ-статус и получить консультацию специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа, получить актуальную информацию по профилактике ВИЧ-инфекции и ответы на вопросы по данной теме. Всего в акции приняло участие 23 467 человек. Всем лицам с ВИЧ - положительным результатом было рекомендовано обратиться в региональные Центры профилактики СПИД.

28-29 февраля планируется проведение 2-х дневного Форума Минздрава России для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа.